Обратная сторона компьютерных игр

_________________

   Пишет Фриц Моисеевич Морген



Приходилось ли вам играть Гамлета? Полагаю, среди моих читателей таких счастливчиков мало: во-первых, половина моей аудитории более органично смотрелась бы в костюме Офелии, а во-вторых, в Гамлете несколько десятков ролей. Кому-то достанется Гамлет, но кому-то, извините, придётся играть или Фортинбраса, или второго могильщика или даже какого-нибудь безымянного матроса.

В-третьих, но не в последних, театр — не такое уж простое дело, особенно если ваши родители не принадлежат к креативной касте. Вы должны найти театральный кружок, прозаниматься там какое-то время, обкатать свои навыки на третьих ролях уровня «кушать подано» и, вообще, как следует постараться, прежде чем вам доверят взять в руки череп бедного Йорика и обратиться к нему с прочувствованной речью.

Наконец, даже если вам повезёт сыграть Гамлета, вам навряд ли удастся извлечь из этого опыта ценный жизненный урок. Как сказал бессмертный Бернард Шоу, режиссёрская работа несовместима с актёрской: актёр провалится, если будет критически смотреть на своих партнёров. Пусть простят меня работники сцены, но я согласен с ирландским драматургом. Игра на сцене — работа скорее эмоциональная и духовная, нежели интеллектуальная.

Только что я прошёл до конца игру «Кингдом Кам», про которую недавно уже вам рассказывал. На мой взгляд, эта игра стала главным событием последних месяцев, а некоторая сырость интерфейса и туговатость ИИ никак не могут испортить моё восхищение шедевром. Чтобы не тратить сегодня время на бан наивных циников, которым в каждом посте мерещится реклама, замечу, что хоть лично я и купил игру в «Стиме», однако для особо экономных граждан она продаётся со значительной скидкой на торрентах.

Внешне «Гамлет» и «Кингдом Кам» весьма похожи. Исторический период примерно тот же, сюжет имеет некоторые параллели. Мы играем за Индржиха, сына кузнеца, пробивающего себе дорогу в средневековой Чехии при помощи меча, факела и доброго слова.

Если бы я исполнял главную роль в «Гамлете», всё закончилось бы, вероятно, за 2-3 часа. Конечно, потом можно было бы выйти на сцену ещё раз, и ещё, и ещё... однако это был бы всё тот же самый «Гамлет», с теми же репликами и теми же поступками. Даже если бы мне захотелось избрать другую линию поведения, режиссёр немедленно воспротивился бы попыткам изменить хотя бы одно слово в шекспировском тексте.

За Индржиха в «Кингдом Кам» я играл примерно 100 часов, причём практически все мои действия были вполне осознаны — создатели игры предлагали обстоятельства, а я, отыгрывая главного героя, решал, каким образом мне лучше всего разрешить ту или иную ситуацию — где действовать убеждением, где рубануть мечом, а где просто пожать плечами и заняться другими делами.

Игра на сцене учит актёров преимущественно нематериальным вещам, которые нельзя пощупать руками. Актёрское мастерство, конечно, тоже невероятно важно, однако всё же оно очень односторонне, и потому бедность с бытовой неустроенностью являются, к сожалению, традиционными спутниками этой славной профессии.

Напротив, игра в хорошую компьютерную игру учит жизни, подсказывает, как нужно действовать в сложных ситуациях, чтобы добиваться в итоге своих целей. Начнём для контраста с того же Гамлета. Чему полезному он может нас научить? «В любой непонятной ситуации притворяйся безумцем»? «Впечатляй отравителя рассказами об отравлениях»? Простите меня за бестактную прямоту, но кто-то должен сказать вслух правду — вся классическая литература представляет собой длинную череду историй неудачников. Воспитанный на классической литературе интеллигент как следует освоит ровно два навыка — пляски на граблях и благородное страдание.

В компьютерных играх, напротив, всё весьма близко к реальной жизни. Попался сложный противник? Иди к тренеру, потренируй бой на мечах. Почитай до кучи учебник по мечевому бою. Скопи денег, купи полный доспех и меч получше. Возьми с собой вооружённого товарища. Попробуй снова. Если опять не получится — попытайся обойтись вовсе без схватки, сюжет наверняка предусматривает и такой сценарий.

Природа дала человеку и животным способность играть со вполне определённой целью — с целью подготовить нас к реальным жизненным ситуациям. Играя с комочком бумаги, кошка тренирует навык охоты. Играя в хорошую ролевую игру, человек учится строить рабочие жизненные планы и действовать в соответствии с ними.

С точки зрения любителя классической литературы, его жизнь находится в руках слепого случая, добрых фей и разных подлецов-заговорщиков. Его задача — проплыть по течению брёвнышком, попытавшись не опозорить в процессе испытаний гордое звание порядочного человека.

С точки зрения любителя хороших компьютерных игр, жизнь — не более чем ещё одна игра, местами немного монотонная, но зато с отличной графикой. Добиться в жизни можно практически чего угодно: надо просто выделять время на прокачку персонажа и включать мозг при выполнении сложных квестов.

Возьмём, допустим, ролевые игры, РПГ. Вы начинаете игру слабым, нищим и неумелым, а из имущества у вас только деревянный меч, картонный щит да пара бутербродов в дорогу. По мере выполнения всё более и более сложных заданий, вы совершенствуете свои навыки, копите денежки и к концу игры набираете достаточно сил, чтобы сражаться с драконами и говорить с королями почти на равных.

Или посмотрим на игры-стратегии. Вам выдают крошечное сельское поселение, а вы развиваете его в огромный город с небоскрёбами и метрополитеном. Вам выдают крошечный отряд, а вы при помощи мудрых решений и последовательных побед дорастаете до должности генерала огромной армии. В играх почти всегда задаётся движение вверх и вперёд — по мере развития сюжета ваши персонажи поднимают уровни, становясь сильнее, влиятельнее и богаче.

Вы помните, какую литературу изучают в школе? «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Ася», «Преступление и наказание»... господа, напрягите память, подскажите, кого тут школьнику стоит взять за жизненный образец? Скорбного разумом Раскольникова? Истеричного Ромео? Тургеневского «лишнего человека»? Или, может быть хвастливого пустозвона Хлестакова?

Повторюсь, классика учит нас не жить, а страдать. Компьютерные игры, напротив, учат нас жить, в хорошем и практичном смысле этого слова. Рассчитывать силы, экономить ресурсы, ставить себе цели и добиваться их — только без этого мерзкого менеджерского пафоса, а спокойно, не забывая получать удовольствие от жизни.

Вместо подведения итога замечу, что «Кингдом Кам», который я упомянул в начале игры, произвёл такое впечатление на преподавателей одного из чешских университетов, что они собираются использовать его в качестве обучающего пособия на курсах по истории средневековья.

Понятно, что преподавателями двигали отнюдь не те соображения, которые я изложил выше: они просто оценили историческую достоверность игры, которая создавалась при деятельном участии реконструкторов, и справедливо рассудили, что за 100 часов игры студент познакомится с Чехией XV века гораздо ближе, чем за 100 часов лекций, при этом играть он будет добровольно и с большим удовольствием.

Тем не менее хорошо уже и то, что в жёсткую и ригидную образовательную систему начинают внедряться хоть какие-то элементы огромного мира игр. Ничуть не удивлюсь, если уже лет через 30-50 компьютерные игры станут основой школьного и университетского образования, полностью вытеснив на задворки учебного процесса современные уроки с учебниками — морально устаревшие и, увы, слабоэффективные


Еще материал от Фрица:

Упущенная возможность для России, реальный заработок немцев в нашей стране и 13,5 трлн долларов

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 5).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА