Минутка судеб. Мараховский

__________________________________________


У судьбы, ув. друзья, страннейшее чувство юмора. Это прекрасно знали, например, жители города Педасы, древней столицы Карии (страны на территории современной Турции). По свидетельству Геродота, "всякий раз как жителям города или их соседям угрожает в скором времени какая-нибудь беда, то у тамошней жрицы Афины вырастает длинная борода".

Борода, ув. друзья. У жрицы. К беде.

Отчего Афина сигнализировала карийцам о грозящей опасности именно таким монтипайтоновским знамением? Нам просто не понять. Нас отделяет от древней Карии более двух с половиной тысячелетий. Античный мир был крайне чуток к любому нарушению нормального. Отклонения в малом кричали о том, что и огромный механизм повседневности, с круговоротом звёзд, мирным трудом и посевными кампаниями, накренился и треснул - вот-вот что-нибудь бумкнет.

Поэтому вожди иногда реально поворачивали армии назад из-за каламбуров (если не ошибаюсь, один спартанский полководец, которому оракул пообещал успешный захват Аргоса, отменил поход, узнав, что занятая им по пути рощица носит то же название) или потому, что какая-нибудь белая кобыла родила жеребёнка с двумя хвостами. Древние постоянно жили в ожидании какого-нибудь ребуса от судьбы.

Сегодняшние мы, увы, вновь очень похожи на предков. Мы живём в мире, где потрясающая самоуверенность сочетается с беспрецедентным невежеством. В некотором смысле то одичание, которым пугали нас фантасты, уже произошло: передав критическую массу скучных знаний на аутсорсинг технике и специалистам - мы сбросили со своих плеч не только детали, но и понимание устройства систем в целом.

В итоге мы видим журналисток, которые бойко рассуждают о политике России, но уверены, что в ней живут 8 миллионов человек.

Мы видим писателей, понимающих в поэтике Верлена (они по нему защищались), но верящих, что Коперника сожгли. Потому что это чуть-чуть в стороне от их специализации.

Это могло бы быть просто милым знаком времени: ну да, время узких специалистов, чё делать. Но чуть ли не все современные нам "чемпионы специализаций" отказываются признавать себя узкими. Они все норовят применить изученную ими поэтику Рембо к баллистике - и не чувствуют стыда. Иногда они со стильной гримаской сообщают, что они, конечно, не ракетчики, а филологи (или наоборот) - после чего вываливают на нас каскад рассуждений, по сравнению с которыми борода на жрице Афины выглядит образцом здравомыслия и логики. И эти люди формируют сегодня наше коллективное медиаполе.

Коротко говоря: мы живём в эпоху, когда уровень "средней просвещённости по больнице" скребёт линолеум. Одним из эффектов этого становится гигантское количество бород, вырастающих тут и там. Мрачные пророчества начинают изрекаться просто в угоду моде. В 1970-х все знали, что миру придёт капец из-за перенаселения (привет из эпохи глобального демографического кризиса, пока неочевидного благодаря медленному падению рождаемости в Африке и на Ближнем востоке). В 1980-х Джордж Мартин и Анджей Сапковский убеждённо пугали мир модным глобальным похолоданием (здрасьте). 1990-е (кто жил, тот помнит) были царством Озоновой Дыры (кстати, где она). Сегодня хит - сами-знаете-кто с косичками, потеплением и карбонным следом.

...Нет, ув. друзья.

Я не знаю, как всё на самом деле. Я не палеоклиматолог, не специалист по солнечной активности, не ракетчик, не культуролог и не экономист. Но и те, кто вскакивают на трибуну с криками "глядите-ка, в Соликамске арестовали пенсионера, это знамение, и сейчас я вам его истолкую" - тоже ни черта не понимают. Все вместе они формируют ту самую игносферу, о которой я писал неоднократно в этом году, - пространство ошибочного и игнорируемого знания.

У меня нет никаких предсказаний на 2020 год, дорогие мои.

Хорошая новость в том, что все мрачные прогнозы, которые ув. вы прочтёте в ближашие двое суток - не результат глубинного анализа всех событий мира. Это результат поэтического вдохновения толпы недоучек.

Вы знаете о грядущем не меньше, чем эти тупорылые мудрые дятлы. С наступающими вас.


Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 20).

реклама 18+

 

 

 

___________________

 

___________________

 

_________________________

   _________________________________