Правительство отказывается от профицита бюджета. Такая новость пришла от премьер-министра Михаила Мишустина. Власти наконец-то осознали, что стратегия складирования огромных доходов в резервы – пагубная и вредительская. Да, осознание пришло довольно поздно, однако лучше поздно, чем никогда. Такое волевое решение председателя правительства даёт в руки исполнительной ветви власти дополнительные 5-6 триллионов рублей для инвестиций в важнейшие сектора. Будем надеяться, что ими воспользуются с умом. Цена ошибки крайне велика.
Трудные времена закаляют волю. Даже в последние восемь лет, когда отношения с Западом были, мягко говоря, далёкими от радужных, а США и Евросоюз вводили чуть ли не каждый месяц новые санкции по всем фронтам, правительство не решалось отойти от принципов либерального монетаризма. Где-то принимала предложения государственников, но точечно, не возводя в ранг стратегии. Одним из столпов либерального понимания экономических проблем является тезис о необходимости сохранения профицитного бюджета. Данный принцип всегда отстаивал глава финансового ведомства Антон Силуанов. Теперь, похоже, Минфину придётся перестраиваться.
Упущенные триллионы вопрошают к небу
Премьер-министр России Михаил Мишустин объявил о том, что в 2022 году у нашей страны не будет профицитного федерального бюджета. Но причина отнюдь не в превышении расходов над доходами – все деньги, которые поступят в казну, будут оставлены в экономике. В резервы их изымать не будут. Бюджетное правило, таким образом, становится достоянием истории. Раньше все сверхдоходы от продажи нефти и природного газа направлялись в Фонд национального благосостояния и не тратились на решение текущих проблем. Кроме того, хорошие новости пришли откуда не ждали – из Центрального банка. В ЦБ сообщили о понижении ключевой ставки с 20% до 17%. При этом официальные спикеры главного финансового регулятора подчеркнули, что ожидают дальнейшего снижения ставки рефинансирования до уровня в 10%. Это совсем близко к уровню до начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Напомним, тогда показатель составлял 9,5%.
Чтобы понимать, почему постоянный профицит – это плохо, следует уяснить разницу между государством и частной фирмой. Для коммерческой структуры профицит необходим. Ни один предприниматель не станет заниматься делом, если оно не приносит прибыли. Государству же необходимо тратиться, чтобы выступать драйвером развития экономики и социальной сферы. Не может быть прибыльным общественный транспорт или авиаперевозки в районы Крайнего Севера. Они будут убыточными, но если копнуть глубже, мы увидим, как эта "убыточность" играет в плюс. К примеру, авиаперевозка рабочих в Арктику формально не отбивается для авиации никак. Трата денег на авиакеросин, износ техники, выплата зарплат лётчикам, сотрудникам аэродромов. Зато эти рабочие в течение года пробурят нефтяную или газовую скважину, которая принесёт России в будущем баснословные доходы. Правда, понимать такие нюансы либералы не в состоянии. Они живут по пагубному принципу "жить здесь и сейчас".
Хронический профицит бюджета говорит только об одном: в кабмине попросту не знают, что делать с денежными средствами, и решают складировать их в резервы. Резервы, к слову, у нас фактически отжали. Труд миллионов русских людей на протяжении долгих лет был умножен на ноль благодаря политике Минфина и руководства ЦБ. Колоссальные деньги, которые можно было потратить на важнейшие инфраструктурные проекты внутри России (высокоскоростные магистрали, Северный широтный ход, заводы по производству сжиженного природного газа, дополнительные портовые терминалы), просто переводились в иностранную валюту и отправлялись за океан.
Бюджетное правило само по себе не является чем-то нелепым и вредительским. Проблема не в нём, а в самой стратегии Минфина. Деньги изымать можно, но их следует направлять на конкретные перспективные проекты, в которых нуждается Россия. Запланированные траты из ФНБ на 2022-2024 годы, 2,5 триллиона рублей – капля в море, они не смогли бы даже частично дать толчок развитию национального хозяйства. Максимум – продвинули бы нашу страну в нефтегазохимии. Между тем только за 2018-2021 годы из нашей экономики, по сути, похитили 13 триллионов рублей. Лично мне больно даже писать эти строки, не говоря уже о том, чтобы осмыслять их суть.
Что с того?
Но как есть, так есть. Зато нынче у правительства появляется огромный денежный ресурс – примерно дополнительные 5-6 триллионов рублей. Да, фиксируется большая инфляция в размере почти 17%, однако это временно (к тому же сейчас инфляция во всём мире колоссальная: в США рекордная за 40 лет, в еврозоне – с момента учреждения евро в 1999-м, в Турции – рекорд за два последних десятилетия – 61%). Главное – начать наконец действовать. Как говорилось на известном американском плакате времён Второй мировой, We can do it. Невзирая на санкционные ограничения и давление половины мира, Россия в состоянии провести форсированное импортозамещение, возведение важнейших объектов инфраструктуры (в первую очередь транспортной) и возрождение высокотехнологических отраслей. Ни в коем случае нельзя сокращать инвестиционные вложения, их следует наращивать, особенно в том, что касается замены импорта и развития IT.
В 1942 году Советский Союз балансировал на грани пропасти, испытывал гуманитарную катастрофу, потерял самые развитые промышленные регионы, где проживали десятки миллионов людей, но тем не менее Кремль тратил колоссальные средства на развитие. Разрабатывались новые самолёты, танки, боеприпасы, медикаменты. Да что уж там, строились станции Московского метрополитена, являющиеся и по сей день подлинным украшением столицы (погуглите, когда открылись "Автозаводская", "Новокузнецкая", "Павелецкая"). Сегодня мы в гораздо лучшем положении: наши армии наступают и бьют противника, а "второй фронт" в экономике держит могучий союзник – Китай. Так что за работу!
КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ