Вернуть деньги за разработку F-35? Нет проблем. Надо продать всего 28000 самолетов

_________________


Ф-35, несмотря на крайне эпизодическое боевое применение, наверняка войдет в историю авиации. Но не как те же МиГ-21, или американский "Фантом", а неким золотым идолом амбиций и аттракционом невиданной жадности военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов.

Не знаю, задумывали ли производители американского "стелса" F-35 Lightning II, гигантский концерн Локхид-Мартин, хоть когда-то выйти на самоокупаемость их детища?! Вроде бы это частная фирма, и несмотря на золотой дождь из заказов от Пентагона и USAF, должна соблюдать хоть какие-то приличия на рынке, который, по словам одного перестроечного деятеля, - "всё порешает".

Но состоявшееся в конце апреля 2022 года заседание военной подкомиссии Палаты Представителей Конгресса США решительно поставило крест на эти и без того смутные надежды.

Немалые деньги из программы Ф-35 ушли на пиар и местных лоббистов. И здесь как раз проблем меньше всего. Ведь хорошая подача это, по нынешним временам, уже полдела как минимум. Фото корпорации "Локхид Мартин"

Впервые на столь представительном совещании была озвучена полная стоимость программы, правда, с оговоркой, что она не включает исправление недостатков самолёта. Недостатков там накопилось на трёхзначную сумму (не денег) и критических из них не меньше десятка.

Редко какая большая надежда авиации и новейший самолёт, который по человеческим меркам, скоро отметит своё совершеннолетие, удостаивался особого эпитета от собственного Министра Обороны. Прямолинейный экс-полковник спецназа и глава военного ведомства Соединенных Штатов в 2020-21 гг. Кристофер Миллер публично назвал "Молнию-2", как бы это поинтеллигентнее выразиться, "куском фекалий". Кстати, через неделю после этого его уволили. Может просто совпадение, а может дело в том, что никому не позволено разрушать и опровергать Легенду.

А по поводу настоящей стоимости программы, чтобы не быть голословными, приведем прямую речь председателя подкомиссии Конгресса, мистера Джона Гараменди:

"Наше терпение подходит к концу. Я внимательно наблюдаю за программой более десяти лет и проблемы Ф-35 так и не были решены. Для платформы, стоимостью (тадам!) 1,7 триллиона долларов, он получил недостаточно внимания. Мы покупаем новые яркие блестящие самолёты, и они вроде как хорошо летают пару-тройку месяцев а затем возникают проблемы".

Китайская военная пресса давно с иронией называет Ф-35 "истребителем денег". Фото USAF

До этого выступления в прессе активно муссировалась сумма стоимости программы Ф-35 примерно в один триллион, а на деле оказалось, что на 70% больше.

Кто-то из американских комментаторов на одном из военных форумов посчитал, что для того чтобы просто вернуть сумму, вложенную НИОКР, создание инфраструктуры и программного обеспечения самолёта, требуется продать минимум 18000 его экземпляров, а выйти на самоокупаемость - целых 28000.

Для сравнения напомним, что самый массовый реактивный истребитель в истории, советский МиГ-15, был произведен в количестве 15500 машин.

А очередной скандал возник на фоне того, что руководство USAF настоятельно требует заменить "не оправдавший надежд" двигатель Pratt & Whitney F135 на более технологичное и бюджетное изделие концерна General Electric.

Тот самый двигатель Pratt & Whitney F135. Было время, когда американские авиадвигатели славились гигантским ресурсом. Теперь же, по словам компетентных людей, его хватает на пару месяцев интенсивных полётов. Фото Pratt & Whitney

Всё тот же Гараменди заявил, что сомневается в успехе такой рокировки и скорее всего на выходе получатся две силовые установки, цитата: "Которые обе не работают". Его, наверное, тоже скоро уволят, ибо нечего почем зря выдавать большие государственные секреты.

А на горизонте уже вовсю маячит программа NGAD, истребителя шестого поколения, и радостные бизнесмены из ВПК радостно потирают руки в предчувствии Большого Куша. В нынешней ситуации денег на такую "вундервафлю" точно никто жалеть не будет. Так и хочется сказать словами классиков: "Пилите, Шура, пилите!"

Добро пожаловать в дивный новый мир, друзья, где "рыночек порешал", что самое умное, это сидеть на денежных потоках от простых налогоплательщиков и "дуть" им в уши истории про новые "суперсамолёты", которые по сути мало чем отличаются от популярных комиксов вселенной "Марвел" про "Супергеров".

F-22 "Рэптор", ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу F-15

 

 

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

___________________

________________________

__________________

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА