Максим Соколов
См.: межплеменные войны на территории нынешней Новой Зеландии, воинственных дикарей, описанных в "Робинзоне Крузо", etc. К ним теории Клаузевица неприменимы.
Не все мыслят совсем простодушно — "А нас-то за шо?", бывают люди, до которых доходна та мысль, что можно и "обратку" получить, поэтому держаться законов и обычаев войны оказывается выгодным всем воюющим сторонам. Хрестоматийный пример — воздержание от применения ядовитых газов во Второй мировой войне. Хотя в Первой мировой это было вполне распространено. Но потом до держав все-таки дошло, что пускать на неприятельские позиции облака иприта и фосгена может быть себе дороже.
Семьдесят два года назад ооновские комиссары международного права составляли свои принципы по итогам Второй мировой войны, но вышло так, как будто они описывали нынешние деяния героев Украины в Донбассе и других местах. "Убийства, жестокое обращение, увод в рабство или для других целей гражданского населения" — это не про излюбленную героями тактику живого щита, во всей полноте явленную в Мариуполе? "Бессмысленное разрушение городов и деревень, не оправдываемое военной необходимостью" — это разве не про Донецк, Курск и Белгород? И напоминающее о допросе свидетеля И. А. Орбели, бывшего директором Эрмитажа: "Я никогда не был артиллеристом, но я считаю, что если немецкая артиллерия обстреливает мост, она не может всадить в мост один снаряд, а в дворец, находящийся в стороне, 30 снарядов. В этих пределах я — артиллерист". Впрочем, будущий гипотетический адвокат В. А. Зеленского может заметить по примеру нюрнбергского адвоката Серватиуса: "У вас неартиллерийское мнение".
Тем не менее в течение многих лет деяния, перечисляемые в VI принципе, считались преступными. А совершающие их — военными преступниками. Конечно, посредством крючкотворской диалектики можно было как-то повернуть все в благоприятном для убийц направлении, но для этого как минимум нужно было проявлять защитительную активность.