Речь Владимира Путина на Восточном экономическом форуме получилась отнюдь не протокольной. А если удастся реализовать те пункты, которые он наметил, – то и исторической.
Прежде всего я обратил бы внимание, что президент не назвал поимённо адресатов нашей внешней политики на Востоке. То есть не назван конкретно, например, Китай или хотя бы именно Юго-Восточная Азия. Это очень важно, потому что, наверное, впервые мы сейчас на официальном уровне говорим о полноценном развороте в Азию, а не конкретно к отдельным странам. Это совершенно новая история.
Второй важный момент – надо понимать, что сейчас переориентированы приоритеты. Ещё года два назад мы говорили о том, что надо срочно врываться в Китай, надо прорываться в страны ЮВА. Но мало обращали внимание на то, что российский Дальний Восток не готов ещё к масштабным инвестициям, масштабным проектам. А теперь речь президента была сосредоточена именно на русском Дальнем Востоке – на создании инфраструктуры, на транспортных коридорах, на образовании. То есть, уже создав инфраструктуру внутри, мы идём наружу.
Ну и третий момент, конечно же, состоит в том, что не только в выступлении Путина, но и в других репликах подчёркивается антиколонизационная политика России. Не случайно президент, обращаясь к западным странам, несколько раз говорил слово "колонизаторы" – потому что, по сути дела, так и получалось. России диктовали некие стандарты, которым мы должны соответствовать, – если не соответствуем, то якобы выпадаем из мирового развития. А нынешняя Азия – как её российская часть, так и зарубежная – стремится быть единым пространством, где строится новая геополитика, основанная на антиколониальных тенденциях.
Три этих тезиса кажутся мне самым важным из всего, что было сказано на ВЭФ и вообще говорится в наши дни.