В принципе, все началось очень просто, а именно с того, что правительство Соединенных Штатов, давайте не будем называть его народом Соединенных Штатов – народ не имел к этому никакого отношения, – но правительство Соединенных Штатов заявило, что мы собираемся поставить Украину на нашу сторону, — говорит Джеффри Сакс. — И подойдем вплотную к украино-российской границе длиной в 2100 километров. Мы разместим там наши войска и войска НАТО, а возможно, еще и ракеты. Все, что захотим, ведь мы – единственная сверхдержава мира и делаем, что хотим.
На самом деле это уходит корнями в далекое прошлое. Началось 170 лет назад. Первыми британцы захотели окружить Россию, лишив ее статуса великой державы в Черноморском регионе. Это была идея лорда Пальмерстона – Крымская война 1853 и 1856 годов.
Британцы научили нас тому, что империи – России – нужен выход на Ближний Восток через Средиземное море. А если вы блокируете Черное море для России, то превращаете Россию в страну 2-го или 3-го уровня.
Збигнев Бжезинский – один из ведущих геостратегов нынешней эпохи — написал это еще в 1997 году: мол, давайте же сделаем это. Давайте сделаем так, чтобы мы в основном окружили Россию в черноморском регионе. Так и возникла идея расширить НАТО так, чтобы каждая страна в Черноморском регионе вокруг России стала страной НАТО. Прям сразу. Тогда ведь только Турция была страной НАТО, а мы сказали – хорошо, возьмем Румынию и Болгарию, а еще – забираем Украину, да и Грузию тоже.
Если будем доминировать в Черноморском регионе, то от России ничего не останется, — продолжил Сакс. — Если превратим Россию в ничто, то будем в целом контролировать и Евразию, а значит, всю дорогу от Европы до Центральной Азии, а в сочетании с нашим влиянием в Восточной Азии – вот вам и американская однополярность. Мы правим миром, мы – гегемон. Мы – единственная сверхдержава. У нас нет равных. Вот в чем идея.
А русские сказали нам: пожалуйста, не делайте этого. Не тащите свои войска, свое оружие, свои ракеты прямо к нашей границе. Я знаю это наверняка потому, что был там в те годы, — пояснил эксперт. — Ни Горбачев, ни Ельцин не хотели войны. Они не хотели войны с Соединенными Штатами и не считали себя побежденными. Они говорили, что просто хотят сотрудничать, прекратить холодную войну. Они хотели стать частью мировой экономики, стать нормальной экономикой. Буквально так: мы хотим быть нормальным обществом, связанным с вами, связанным с Европой, связанным с Азией, и США.
Мы тогда им сказали, что поняли. Но мы поняли, что это мы выиграли. Вот, что мы поняли. А раз так, то вы делаете все, что мы говорим, и мы решаем, как будут расставлены фигуры. А к началу XXI века приходит Путин. Главный бизнес-проект Путина был в хорошем сотрудничестве с Европой, это 2000 год. Ну а мы в 1999 году бомбили Белград 78 дней. Плохой ход. Абсолютно. Мы бомбили европейскую столицу в течение 78 дней. Не нравилась Сербия, Сербия была близка к России. Так мы разделили Сербию, создали новую страну Косово. В соответствии с нашим пониманием, мы разместили там огромную базу НАТО. Цель же – в этом.
В 2002 году США в одностороннем порядке выходят из договора о противоракетной обороне, — напомнил Сакс. — Это был один из стабилизаторов отношений с Россией и стабилизатор глобального ядерного баланса. Абсолютно опасно. И США в одностороннем порядке стали размещать ракеты Aegis сначала в Польше, затем в Румынии. Русские говорят: подожди минутку, что вы там размещаете? Это же в нескольких минутах полета до Москвы. Это совершенно дестабилизирует ситуацию. Может лучше как-то поговорить с нами? А затем в 2004 году в НАТО вступают еще 7 стран: Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Болгария, Словакия и Словения. Румыния и Болгария всегда были на Черном море, а теперь вдруг стали странами Северной Атлантики. Но мы же замысел реализуем. В нем все ясно прописано – окружаем Россию.
В 2007 году президент Путин выступил с очень четкой речью на Мюнхенской конференции по безопасности – очень мощной, очень правильной, очень разочарованной. Там он сказал: господа, вы обещали нам в 1990 году, что НАТО никогда не расширится. Это было обещание, данное президенту Горбачеву, и это было обещание, данное президенту Ельцину. Вы обманули. Вы неоднократно обманывали, и даже не признаете, что вы это обещали, хотя все четко задокументировано на тысячах архивных страниц, легко проверить.
Джеймс Бейкер, наш госсекретарь, сказал, что НАТО не сдвинется ни на дюйм на восток, и это не было легкомысленным заявлением. Это было заявление, которое повторялось снова и снова – Ханс Дитрих Геншер, министр иностранных дел Германии – та же история, ведь немцы хотели воссоединиться. Горбачев сказал: СССР поддержит это, но не хотим, чтобы это произошло за наш счет. Нет, нет, это не произойдет за ваш счет: НАТО не сдвинется ни на дюйм на восток. Так повторялось много раз – во многих документах, многих заявлениях генсека НАТО, госсекретаря США, канцлера Германии. Теперь, конечно же, все это отрицается нашим внешнеполитическим сообществом, а нам не следует ничего помнить. Помните лишь то, что Россия напала неспровоцированно.
Итак, вернемся к 2007 году, — продолжил Сакс. — Путин произносит речь и говорит "стоп", даже не думая об Украине. Хотя с Украиной их граница 2100 километров, Украина – часть абсолютно интегрированной экономики всего региона. А еще я знаю от инсайдеров в дипломатической работе, которой я занимался, что даже Европа говорила США: не думайте об Украине, ну пожалуйста. Вы же сами знаете, что это плохая идея. Просто остановитесь". "Да нет, Буш принял это решение", — возразил Карлсон.
Но знаешь, что я хочу сказать? Сначала он сказал европейцам: "Я слышу вас. Я не собираюсь этого делать", — ответил Сакс. — Не знаю, что там произошло потом, но я точно знаю, что он вернулся и заявил европейским лидерам: "Нет. Мы все же это делаем". Они запротестовали: "Нет, нет, нет, нет, нет, нет, мы не будем этого делать". А потом у них был саммит НАТО в Бухаресте в 2008 году, где европейцы – канцлер Меркель, президент Франции, все они умоляли Буша: "Джордж, не делайте этого. Не делайте этого. Это чрезвычайно опасно. Это действительно провокационно. На самом деле мы не нуждаемся в том, чтобы НАТО подходило вплотную к российской границе". Буш давил, давил, давил... Ведь по сути это альянс США, и все взяли на себя обязательства, что Украина станет членом НАТО.
Путин появился в Бухаресте на следующий день и опять сказал: "Не делайте этого. Это совершенно безрассудно. По сути, это наша основная красная линия. Не делайте этого". Русским ясен каждый шаг этого процесса. Так что, что-то пошло не так. Но что же шло не так? Украинцы не хотят расширения НАТО, украинцы не хотят этого сами. Они – против. Их общественное мнение говорит: "Нет, это очень опасно. Нейтралитет – безопаснее. Мы – между востоком и западом. Мы не хотим этого". И избирают Виктора Януковича.
Это президент, который говорит, что мы просто будем нейтральными, абсолютно. США: "А что, черт побери, это такое? Какой такой выбор может быть у Украины?" Так что Янукович становится очевидным врагом неоконсерваторов. И они начинают работать, конечно же, так как это обычно и делают США. Типа: "Мы должны избавиться от этого парня. Может потом изберем его оппонента. Может поймаем его на чем-то"... Ну и так далее... И действительно к концу 2013 года США разжигают кризис, что перерастает в восстание, а затем и – в государственный переворот. Знаю, опять же по собственному опыту, что США были глубоко вовлечены в это дело", — заявил Сакс.
Американские сенаторы тогда стояли в центре Киева и говорили демонстрантам: "Мы с вами на 100%". Виктория Нуланд, как известно, раздает печенье, но это было гораздо, гораздо больше, чем просто печенье, могу вам сказать. Итак, США вступили в сговор с украинским "Правым сектор (запрещена в РФ)ом" (запрещен в РФ), чтобы свергнуть Януковича. На третьей неделе февраля 2014 года насильственное свержение произошло. Именно тогда и началась эта война, — подчеркнул Сакс. — Эта война не началась в 2022 году, она началась в 2014 году. Вот, когда вспыхнула война. Это был жестокий государственный переворот, в результате которого был свергнут украинский президент, который хотел нейтралитета. Когда он был жестоко свергнут, то люди из его службы безопасности сказали ему: "Тебя убьют". Поэтому-то он вылетел в Харьков, а затем в тот же день – в Россию. США немедленно, за секунду признали новую власть после государственного переворота. Именно так ЦРУ и проводит свои операции по смене режима. Так вот, именно тогда и началась война.
Понимание Путина, совершенно правильное на тот момент, состояло в том, что я не позволю НАТО забрать мой военно-морской флот и мою военно-морскую базу в Крыму. Это же не шутки. Российская военно-морская база в Черном море, которая была объектом Крымской войны и по сути является объектом нынешней войны, находится в Севастополе с 1783 года. И теперь Путину говорят: "О, НАТО сюда приходит!" – "Черт возьми, нет!" И вот Россия организует референдум. Это российский регион, и поддержка – подавляющая: "Мы – с Россией. Спасибо, а не с вашим новым правительством, возникшим в результате государственного переворота". В восточных провинциях, которые являются этнически русскими, в Донбассе, вспыхивает восстание. В Донбассе – в Луганске, Донецке. В ответ — массовое насилие. Так что война началась в 2014 году. А говорить о чем-то неспровоцированном в 2022 году – немного странно для любого, кто вообще читает нормальные газеты, — отметил Сакс. — Но в любом случае война начинается тогда
А потом мы обвиняем Россию в отсутствии дипломатии. Что, как вы знаете, для нас – обычное дело: "О, им нельзя доверять..." Мы разрываем каждое отдельное соглашение. Мы разрываем соглашение о том, чтобы не двигаться ни на дюйм на восток, — напомнил Сакс. — Мы разрываем договор о противоракетной обороне. У нас было так много НАТОвских войн по нашему выбору. Я даже не упомянул попытки ЦРУ в Сирии свергнуть Асада, в Ливии, и так далее. И еще мы отвергаем Минские соглашения.
На самом деле Ангела Меркель объяснила в шокирующе откровенном интервью в прошлом году, когда ее спросили, почему Германия не помогает выполнять минские соглашения. Ведь Германия и Франция были гарантами минских соглашений в рамках так называемого нормандского процесса. Она сказала: ну, мы просто думали, что это даст некоторое время украинцам, чтобы собраться с силами. Другими словами, они были фальшивыми гарантами, а США просто лгали об этом, — объяснил эксперт. — И я знаю высокопоставленных украинцев из их правительства, которые сказали мне: "Джефф, мы не собираемся ничего исполнять. Это же было под дулом пистолета. Мы не обязаны с этим соглашаться". Так что вся та дипломатия была сведена на нет. Война продолжалась. США накачивали оружием, строили то, что должно было стать самой большой армией Европы. На самом деле – огромной армией, за которой наблюдала Россия с вопросами: "Что вы делаете? Вы же сами знаете, что не соблюдаете Минские соглашения. Вы же строите огромную армию, оплачиваемую, по сути, Соединенными Штатами.
В 2021 году Путин встречается с Байденом, а после встречи кладет на стол проект соглашения о безопасности между Россией и США. Да, он положил его на стол 15 декабря 2021 года. Стоит прочитать. Правомерный документ. Я не согласен с некоторыми его положениями, — отметил Сакс. — Но это переговорная позиция, с которой можно работать. На мой взгляд, суть его заключалась в том, чтобы остановить расширение НАТО. И я сам позвонил в Белый дом тогда и сказал: "Не развязывайте из-за этого войну".
Я говорил с Джейком Салливаном и сказал, что не стоит из-за этого начинать войну, — рассказал профессор Сакс Такеру Карлсону. — Нам не нужно расширение НАТО для обеспечения безопасности США. На самом деле расширение противоречит безопасности США. Соединенные Штаты не должны находиться вплотную к российской границе. Именно так мы втягиваемся в Третью Мировую войну. В ответ: "Нет, Джефф, не волнуйся. Никакой войны не будет. Войны – не будет. Не волнуйся. У нас дипломатический подход". Я сказал: "Джейк, основа дипломатии – переговоры". Ну а потом – официальный ответ Соединенных Штатов. Смысл в том, что вопросы, касающиеся НАТО, не подлежат обсуждению. Они касаются только стран НАТО и кандидатов в члены НАТО. Любая третья сторона не имеет к этому никакого отношения. То есть Россия – совершенно не имеет отношения к делу.
30 лет провокаций, в течение которых мы ни на секунду не могли принять мирный выбор. Мы всегда делали все, что захотим, где захотим, и ни у кого нет права голоса в этом вопросе, — констатировал Сакс — Миллионы людей по нашей воле погибли в американских войнах. Как же, если ты взрослый мальчик, то тебе не нужно этого бояться. Ничего общего с моралью. Ничего общего с западными ценностями. Ничего общего с американскими ценностями. Даже ничего общего с американскими интересами. Насколько я могу судить, хотя говорится, что речь идет об американских интересах, мы потратили порядка 7 триллионов долларов на эти безрассудные, нескончаемые войны с 2001 года.