Грядущие сокращения сотен сотрудников «Газпрома» могут значительно повлиять на рынок труда в России, таким мнением с NEWS.ru поделился HR-специалист, член экспертного совета Госдумы Гарри Мурадян. Он считает, что массовые увольнения могут создать эффект домино. Однако специалисты говорят, что это только начало. О том, кто рискует потерять работу в 2025-м, а какие кадры, наоборот, будут в дефиците, — в материале NEWS.ru.
Руководство «Газпрома» может сократить персонал центрального аппарата компании почти в два раза — с 4100 до 2500 человек. Такое предложение поступило от зампредправления корпорации Елены Илюхиной на имя председателя правления и заместителя председателя совета директоров ПАО «Газпром» Алексея Миллера еще в конце декабря. Оно называлось «Об изменении подходов к управлению персоналом».
В письме указано, что за 20 лет численность администрации «Газпрома» (центрального аппарата и филиала 644 в Санкт-Петербурге) выросла в несколько раз, а фонд оплаты труда на сегодняшний день составляет 50 млрд рублей в год.
Илюхина предложила установить показатели общего и индивидуального КПД для всех сотрудников и дать больше возможностей руководителям по премированию. По данным инсайдеров, это говорит об изменении всей структуры управления корпорацией.
Это вызывает серьезные вопросы о будущем подпавших под сокращение работников и в целом о ситуации с занятостью в стране, уверен Мурадян.
«Во-первых, важно понимать, что увольнения в крупной компании, такой как „Газпром“, создают определенный эффект домино. Многие из уволенных могут столкнуться с трудностями при поиске новой работы. Хотя в России существует множество вакансий, конкуренция на рынке труда остается высокой, особенно для специалистов с узкой квалификацией», — отметил специалист.
Во-вторых, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа самозанятых и фрилансеров, добавил он. В связи с этим некоторые уволенные сотрудники могут рассмотреть возможность перехода на более гибкие формы занятости. Однако это также требует определенных навыков и готовности к изменениям, которые не все могут принять, подчеркнул Мурадян.
С ним согласна директор Института профессионального кадровика, консультант в области кадрового делопроизводства и трудового законодательства Валентина Митрофанова. По словам эксперта, уволенным сотрудникам следует готовиться к еще большему ужесточению конкуренции.
«Эти люди выйдут на рынок, захотят трудоустроиться. Это значит, что индекс соотношения вакансий и резюме резко подскочит. И сегодня, если посмотреть по данным HH.ru, у нас по административным работникам рынок высококонкурентный, потому что уже около восьми соискателей [приходится] на одну размещенную вакансию. Чем больше будет выкидываться административного персонала на рынок труда, тем эта конкуренция будет становиться жестче», — указала она в разговоре с NEWS.ru.
Митрофанова также отметила, что такой конкурс соискателей означает, что в административной сфере не стоит ожидать роста заработных плат, кроме того, к менеджерам будут предъявлять более высокие требования.
1 июля 2025 года грядут сокращения среди госслужащих в территориальных органах федеральных ведомств. Соответствующий указ президент РФ Владимир Путин подписал 29 октября 2024 года. В региональных подразделениях работают порядка 400 тысяч человек, это более 0,5% занятых в российской экономике. Согласно документу, уберут порядка 10% должностей. Высвободившиеся средства смогут направить на увеличение зарплат для повышения эффективности службы.
Как рассказали опрошенные NEWS.ru эксперты, как в государственном, так и в коммерческом секторе сокращения грозят административному персоналу — так называемым белым воротничкам. По словам Валентины Митрофановой, первыми без работы останутся те сотрудники, которые не участвуют в непосредственном производстве продукта компании.
«В первую очередь начинают резать косты (оптимизировать затраты. — NEWS.ru) по тем, кто не приносит деньги. Это какие-то вспомогательные функции, которые выполняют обслуживающую роль. И в первую очередь это будет касаться административного персонала. Что „Газпром“, что бюджетники, что много других примеров. Сокращают юристов, бухгалтеров — это те самые вспомогательные функции, которые непосредственно продукт не создают. У нас переизбыток во многих компаниях такого административного персонала, который называют „офисным планктоном“», — отметила собеседница NEWS.ru.
Независимый HR-эксперт Зулия Лоикова отметила в беседе с NEWS.ru, что на решение об оптимизации штата влияет ряд причин. В частности, это неэффективное использование некоторых служб, необходимость изменения организационной структуры, устранение дублирующих должностей, очистка от лишней бюрократии.
Специалист добавила, что тенденция к сокращению сотрудников существует в ряде секторов бизнеса. По ее словам, компаниям сложно адаптироваться к изменившимся условиям и они вынуждены идти на этот шаг.
«Если мы говорим про коммерческие отрасли, то мы видим такую тенденцию в банках и в инвестиционных компаниях. В связи с санкционный давлением, отсутствием дополнительного инструмента, в целом новых продуктов, оптимизации идут очень сильно, я вижу такую тенденцию. Не все, но многие девелоперы из-за роста ключевой ставки не могут брать кредитные средства, которые позволяют им существовать. У них идут сокращения, либо останавливается работа определенных подразделений, они срезают персонал. Страховой бизнес также в декабре начал постепенно сокращать работников, IT-компании тоже», — указала Лоикова.
Она рассказала, что предприятия из перечисленных сфер в первом квартале 2025 года готовятся сократить в среднем порядка 10–15% административного персонала или заморозить ряд проектов, направив высвободившиеся средства на повышение зарплат.
«Компании понимают, что удержать персонал с учетом той девальвации, которая есть на рынке, все-таки сложно. Налог на прибыль подскочил, НДС стал кусачий, у бизнеса на руках сейчас меньше денег. Но какую-то часть они пытаются распределить на зарплаты. Не так сильно они могут расти в каких-то отраслях, но тем не менее. Бизнес, который привык существовать на кредиты, теперь вынужден гасить долги, а не инвестировать, в том числе в людей, в оборудование. Это тоже будет некой точкой стагнации. Я думаю, что будет платить больше производственный сегмент, ВПК, какие-то государственные проекты», — считает специалист.
Лоикова добавила, что сейчас волна сокращений проходит во всем мире. По ее словам, она связана не только с кризисом, но и с автоматизацией профессий — чьи-то задачи уже способен выполнять искусственный интеллект.
«Волна увольнений идет колоссальная, причем в разных странах. Говорят про автоматизацию, роботизацию, искусственный интеллект. Раньше IT-проблемы решали специалисты, а сейчас их решает искусственный интеллект. Если вы зайдете сейчас на „Госуслуги“ или Сбербанк, с вами в чате будет говорить ИИ — это быстрее, это дешевле, это работает 24/7. Ну и зачем платить больше, когда есть возможность автоматизации», — сказала она.
9 января 2025 года аналитики Bloomberg предрекли до 200 тысяч сокращений рабочих мест в мировых банках в ближайшие три — пять лет. Агентство связывает это с тем, что функции персонала передадут искусственному интеллекту.
«Любая работа, связанная с рутинными, повторяющимися задачами, находится в зоне риска. Но ИИ не устранит их полностью, а скорее приведет к трансформации рабочей силы», — заявил аналитик Bloomberg Intelligence Томаш Нотцел.
Опрошенные NEWS.ru эксперты отметили, что сейчас в России сохраняется острый дефицит врачей и другого медперсонала, педагогов, воспитателей в детсадах.
«Педагогов, по последним данным, не хватает около 15 тысяч. В любом, даже благополучном регионе, таком как Москва, школы работают с перезагрузкой на действующий педагогический состав, они все работают в 1,5–2 ставки. Многие говорят, что люди это делают, чтобы заработать больше денег, и это тоже правда, но, с другой стороны, эти ставки внутри есть, они не заняты. Поэтому по воспитателям в детские сады, по педагогам, по медикам у нас дефицит страшнейший», — рассказала Валентина Митрофанова.
По словам Зулии Лоиковой, в дефиците синие воротнички — квалифицированные специалисты рабочих профессий. Она отметила, что уровень оплаты труда для них постоянно растет. Эксперт подчеркнула, что мигранты не могут в полной мере закрыть этот дефицит, так как часто не обладают достаточной квалификацией, а переселенцев из новых регионов России не так много.
«В дефиците у нас различные синие воротнички: курьеры, сварщики, водители большегрузов и такси, токари, сантехники, слесари. Их зарплаты пропорционально растут. Нам сейчас этих людей крайне не хватает. У нас еще в позапрошлом году был дефицит квалифицированных строителей — 50 тысяч человек. С одной стороны, как-то мигранты покрывали, но они в основном неквалифицированные», — подытожила эксперт.
Сбер устал нести убытки от своих подразделений: «Купер», «Мегамаркет», «Сберлогистика» и «Самокат» и заявляет о сокращении от 30 до 50% персонала и в основном это будут разработчики.
Под сокращение может попасть больше тысячи разработчиков. Суммарно в Ecom tech трудится около 8000 айтишников и около 20% попадут под сокращение.
Увольнять будут целыми командами, собранными под конкретные проекты, которые не смогли реализовать себя.
Интересно, как работники этих подразделений комментируют сокращение:
«давно пора, люди годами сидели и занимались своими личными делами и получали огромные оклады».
Источник
P.S.: ну вот, так,глядишь, и мигрантозамещение начнётся.