То, что есть на Украине, — это выжженная земля; то, чего у нее нет, — это редкоземельные элементы. Удивительно, но многие люди — и не в последнюю очередь президент США Дональд Трамп — похоже, убеждены, что страна обладает богатыми запасами полезных ископаемых. Это глупость.
Это не первый случай, когда Вашингтон ошибается в геологии в зоне военных действий. Еще в 2010 году США объявили, что обнаружили в Афганистане неиспользованные месторождения полезных ископаемых на сумму 1 триллион долларов, включая некоторые критически важные для аккумуляторов электромобилей, такие как литий. Пентагон дошел до того, что назвал Афганистан « Саудовской Аравией лития ».
Все это очень важные вещи, своего рода геоэкономический шок, который перекраивает глобальную политическую карту. Но это было, как многие говорили тогда, и как все знают сейчас, полной фантазией. То же самое относится и к предполагаемым богатствам Украины.
Для Трампа важность запасов редкоземельных элементов обусловлена тем фактом, что Китай доминирует в мировых поставках. В крошечных количествах эти элементы используются в экзотических сплавах. Хотя их часто представляют как необходимые для высокотехнологичных приложений и производства оружия, их применение гораздо более прозаично. Dyson Ltd., популярный британский производитель бытовой техники, хвастается, что использует элемент неодим в магнитах своих пылесосов, например, поэтому они « вращаются в пять раз быстрее, чем двигатель Формулы-1 ».
Шумиха вокруг украинских редкоземельных элементов началась с самих украинцев . Отчаявшись найти способ привлечь Трампа, они просчитались, представив тогдашнему президенту «план победы» в ноябре, в котором превозносился — намного, намного — потенциал минеральных ресурсов страны. Вскоре они потеряли контроль над повествованием.
3 февраля Трамп решительно заявил, что у украинцев есть « очень ценные редкоземельные металлы ». Всегда стремясь, чтобы его воспринимали как переговорщика, он добавил: «Мы хотим заключить сделку с Украиной, по которой они собираются обеспечить то, что мы им даем, за счет своих редкоземельных металлов и других вещей». Несколько дней спустя он удвоил ставку, рассказав Fox News 11 февраля о своих переговорах с украинскими чиновниками: «Я сказал им, что хочу эквивалент редкоземельных металлов на сумму около 500 миллиардов долларов ».
Я был озадачен. Насколько мне известно, на Украине нет значительных месторождений редкоземельных металлов, кроме небольших скандиевых рудников. Геологическая служба США, авторитет в этом вопросе, не указывает, что страна имеет какие-либо запасы . Как и любая другая база данных, обычно используемая в горнодобывающем бизнесе.
Проще говоря, «следите за деньгами» здесь не работает. В лучшем случае стоимость всей мировой добычи редкоземельных металлов составляет 15 миллиардов долларов в год — акцент на «год». Это равно стоимости всего двух дней мировой добычи нефти. Даже если бы у Украины были гигантские месторождения, они не были бы такими ценными в геоэкономическом плане.
Допустим, Украина смогла бы, как по волшебству, производить 20% мировых редкоземельных металлов. Это равнялось бы примерно 3 миллиардам долларов в год. Чтобы достичь 500 миллиардов долларов, о которых говорит Трамп, США нужно было бы обеспечить 150 с лишним лет украинской добычи. Чистая чушь.
Я вижу две возможности: Трамп прав — а я очень не прав — и на Украине на самом деле много редкоземельных элементов; или он оговорился и вместо «редкоземельных элементов» имел в виду другие минералы. Или, возможно, он взял небольшой потенциал одного элемента — скандия — и экстраполировал.
Давайте рассмотрим второй вариант, потому что, по крайней мере, он имел бы некоторый смысл. Хотя на Украине нет коммерческих месторождений редкоземельных элементов, у нее есть шахты с другими минералами. До войны с Россией Украина добывала значительные объемы железной руды и угля. Ни один из них не является стратегическим, но страна зарабатывала приличные деньги на обоих. Проблема? Некоторые шахты сейчас находятся на территории, завоеванной Россией.
Возможно, Трамп смешал «редкоземельные элементы» с гораздо более широкой концепцией «критических минералов». Из последних у Украины есть несколько коммерческих рудников титана и галлия. Оба они довольно ценны и имеют определенное стратегическое значение, но, с другой стороны, контроль над любым из них не изменит геоэкономику. И они определенно не стоят заявленных Трампом 500 миллиардов долларов.
Тем не менее, американский президент упорно ссылался на редкоземельные элементы; не один раз, а несколько. Так что, возможно, он знает что-то, чего не знает мир сырьевых товаров. Но я не нашел ни одного надежного источника, который бы говорил, что Украина переполнена запасами.
Каждый документ, на который мне указали, изрыгает одни и те же утверждения теории заговора, которые можно найти в блогосфере. Они склонны путать скопления некоторых редкоземельных минералов с коммерческой шахтой. Многие выделяют Новополтавское месторождение, открытое Советами в 1970 году, как потенциальный источник. Хотя там присутствуют крошечные количества редкоземельных элементов, их добыча кажется невозможной — вот почему участок остается непродуктивным месторождением, а не шахтой более 50 лет после его открытия. Украинское правительство описало Новополтавское как «относительно сложное» для добычи и заявило, что любая добыча редкоземельных элементов будет «несбалансированной», что означает, что их эксплуатация по текущим ценам неэкономична. Хуже того, минералогия противоречит этому: источником является минерал, из-за которого извлечение элементов очень затруднено.
Худшая из брошюр, утверждающих, что Украина имеет запас редкоземельных элементов, несет на себе печать Организации Североатлантического договора и широко распространялась как доказательство «Трамп прав». Она была выпущена в декабре 2024 года Центром передового опыта по энергетической безопасности НАТО, базирующимся в Литве. Хотя эта структура и ее коллеги связаны с военным альянсом, носят его название и логотип, она и ее коллеги являются автономными органами, находящимися вне командной цепочки. Документ носит провокационный характер: «Украина становится ключевым потенциальным поставщиком редкоземельных металлов, таких как титан, литий, бериллий, марганец, галлий, уран…» Этот список должен насторожить всех. Любой, кто хоть немного разбирается в химии, знает, что ни один из этих минералов не является редкоземельным.
Почему отпечаток НАТО прикреплен к отчету, который, по-видимому, лишен элементарной проверки фактов, непонятно. Представитель сказал мне, что взгляды отражают точку зрения автора, а не НАТО — о чем в документе не говорится. Отчет, неотредактированный, все еще доступен в Интернете .
Если это тот источник, который советники Трампа использовали, чтобы убедить его в богатстве Украины редкоземельными металлами, это было бы удручающе — глобальная политика, основанная на копировании и вставке. Это хорошо подошло бы кафкианскому 2025 году.