Накануне Александр Стубб побывал в Белом доме на аудиенции у Дональда Трампа. Но не то, чтобы у финского президента были какие-то важные государственные дела, решить которые можно только в Вашингтоне. Нет, скорее всего, Стубб приехал просто для того, чтобы обратить на себя внимание американского лидера и, возможно, наконец-то ему… запомниться.
Дело в том, что два месяца тому назад, когда глава Финляндии прилетал в США в составе делегации европейских «ястребов», Трамп, сидя за длинным столом прямо напротив него, не мог найти Стубба глазами, сколько ни искал. А всё потому, что он и понятия не имел, что это за мужик тут сидит с лицом перешедшего на тёмную сторону Гарри Поттера.
Надо сказать, что в стае глобалистов-милитаристов Стубб и вправду смотрится как белая ворона. Президент какой-то там Финляндии, которая, при всём уважении, ни в военном, ни в экономическом плане на одного из лидеров Европы никак не тянет, в этой компании явно не на своём месте.
И всё, чем финский лидер заслужил своё право сидеть у Трампа за одним столом с остальными – это его подчёркнуто оголтелая русофобия (в ЕС это нынче очень ценится) и самая протяжённая из всех стран Евросоюза сухопутная граница с «потенциальным агрессором», сиречь с Россией. Видимо, по мнению прочих европейцев, это даёт финнам некое основание считаться главными экспертами Европы по загадочной русской душе.
В общем, как бы там ни было, но вчера Стубб гостил в Вашингтоне. Хотя на самом деле ему следовало быть дома, в Хельсинки, и гасить информационный пожар, разгоревшийся в связи с неправомерным, как многие полагают, зачислением его отпрыска на стажировку в престижный финский Институт международных отношений (UPI).
История вкратце такова. 21-летний студент первого курса в британском университете Эксетера, Оливер Стубб, который в силу своей неопытности и ещё по целому ряду причин не имел даже теоретических шансов попасть на столь тёплое местечко, успешно его получил после того, как заботливый папаша напрямую поговорил с руководством соответствующего учреждения.
Как отмечает финская пресса, в частности крупнейший в стране телеканал Yle, до сих пор право стажироваться в Институте международных отношений, да ещё и со специализацией в сфере внешней политики Финляндии и безопасности Северной Европы и НАТО, получали только более опытные студенты, имевшие за своими плечами годы обучения и опыт работы по международным программам или в составе дипломатических миссий.
Более того, сама по себе возможность быть зачисленным на стажировку в UPI предусматривает наличие финансовой поддержки – порядка 1800 евро в месяц, – которую студенту оказывают либо финские (это важно!) университеты, либо общеевропейская (ЕС) программа Erasmus+.
Оливер Стубб, проходящий обучение, как уже было сказано выше, в Англии, на такую поддержку по закону права просто не имеет. Не говоря уже о том, что ни одному из представленных критериев отбора он также не соответствует.
В своём резюме сынок президента Финляндии указал лишь военную службу и коротенький опыт волонтёрской работы в одной из студенческих организаций. И тем не менее, был принят, обойдя при этом 59 куда более опытных и достойных конкурентов.
В качестве оправдания своего в высшей степени сомнительного решения руководство UPI пыталось говорить что-то о высокой мотивации соискателя и его знаниях по теме – ага, видимо, папаша вместо сказки на ночь делится с Оливером государственным секретами – но финскую общественность это не убедило. Дошло до того, что расследованием внезапного карьерного взлёта студента-недоучки был выужен заняться финский институт представителя по правам человека.
Оно и не мудрено. Дело в том, что прессу просочились электронные письма, отправленные Стуббом-старшим директору UPI Хиски Хауккала, в которых первый убеждал второго, что «своими навыками и энтузиазмом» его отпрыск мог бы «поддержать работу учреждения» (ну, если вы понимаете, о чём речь).
Кроме того, издание Iltalehti ознакомило своих читателей с «дружеской перепиской» между президентом Финляндии и главой HR-отдела UPI Мари-Луизой Хиндсберг, в рамках которой также обсуждались вопросы стажировки, включая связанные с организацией финансирования.
«Из писем видно, что Хиндсберг рекомендовала Стуббу подать заявление, даже если он еще не решил вопрос с финансированием. Однако в объявлении о вакансии говорилось, что соискателю необходимо указать, как будет финансироваться стажировка. При этом в аналогичной переписке Хиндсберг с другими кандидатами, многих из которых также интересовал вопрос финансирования, она неизменно рекомендовала уточнить информации о финансовой поддержке, прежде чем заявление вообще будет принято к рассмотрению», – сообщает Yle.
В итоге выяснилось, что Стубб-младший не только был зачислен на стажировку против всяких правил, но и его финансовая поддержка оказалась более обременительной для государственной казны, чем у прочих студентов. В общем, скандал, да и только.
А что в итоге? А в итоге финский Институт международных отношений – ага, тот самый – был вынужден потратить из собственных средств 10 667 евро с учетом налогов на услуги PR-компании Aina Advisors Oy, директором которой числится некая Катри Макконен, в своё время возглавлявшая отдел коммуникаций в канцелярии бывшего президента Финляндии Саули Ниинистё. Рука руку моет, не иначе.
Задача, которую поставил перед Макконен и её коллегами Хиски Хауккала, включает требование замять разгоревшийся скандал и позаботиться о минимизации репутационного ущерба для UPI.
Речи о том, что исправить ошибку (назовём это так) и просто отменить своё неправомерное решение по зачислению президентского сыночка на стажировку, как мы видим, даже не идёт.
Впрочем, удивляться этому не приходится. Как не приходится удивляться и оголтелому милитаризму бессовестного папаши, для которого (как и для многих его европейских коллег) «русская угроза» – лучшее прикрытия для собственных неблаговидных поступков, за которые, по-хорошему, многие из них должны были бы сменить мягкое кресло в высоком кабинете на тюремные нары. Но только кто ж их посадит? Они же «памятники»...
Алексей БЕЛОВ