Именно Польша как государство повинна в том, что Вторая мировая война приняла такой катастрофический характер. Польша сорвала попытки создать военный союз Англии, Франции и СССР, наотрез отказавшись не только пропускать советские войска к линии фронта, но и вообще принимать военную помощь от СССР.
Известный публицист Андрей Паршев продолжает цикл своих статей на тему российско-польских отношений. Предыдущая статья здесь.
Очевидно, что нет смысла лезть в историю слишком глубоко
Даже те поляки, кто говорит, что хорошо относится к России, в обязательном порядке перечисляют, что обязательно должны русские сделать (с собой), чтобы «войти в семью цивилизованных наций». Был, например, такой круглый стол на Первом канале с участием режиссера Кшиштофа Занусси пару лет назад – там это было хорошо видно. Это, правда, не исключительная особенность поляков: такие требования от иностранцев не редкость, и высказываются обычно искренне, и искренне бывают шокированы ответами с нашей стороны.
Претензии к нам хорошо известны, и они активно обсуждаются, но ведь так не бывает, что все проблемы в отношениях только с одной стороны.
А какие у нас претензии к полякам?
Очевидно, что нет смысла лезть в историю слишком глубоко. Ну, сожгли поляки Москву когда-то – ну так что же, они ее заново, что ли, отстроят, даже если захотят? Или взять бесчеловечное обращение с пленными красноармейцами в 1920-х годах: достаточно и признания поляков, что обращение было бесчеловечным. Людей не оживишь, и это было почти сто лет назад. Чего вспоминать?
Мы сильно ошибемся, перенося схему нашей истории на чужие общества
Но есть проблемы современные, имеющие значение сейчас, хотя и коренящиеся в прошлом. Мы сильно ошибемся, перенося схему нашей истории на чужие общества. С царских времен у нас были три только официальных революции и несколько революционных переворотов, типа коллективизации, а вот Польша в некотором смысле сохранила тот же облик, который она имела в конце ХIХ века, еще до восстановления государства. Там не было внутренней гражданской войны, форсированной индустриализации, коллективизации.
Нынешний президент Коморовский – граф, а вице-премьер Госевский – потомок того Гонсевского, который в 1611 году подавил восстание москвичей против польской оккупации, уморил голодом св. Гермогена и сжег Москву, и этим гордится. (Я тут по ходу написания статьи навел справки – уже нет. Пшемыслав Госевский был в том президентском самолете в 2010-м – грустно.) Польша, как писали в советское время, была страной «буржуазно-помещичьей».
И хотя время идет и в Польше, и там сейчас демократия, а не полуфашистская «санация», да и помещиков, в общем-то, нет, но политика имеет общие черты с довоенной. А та, довоенная, была не очень. Листая старые газеты, находишь удивительные истории – как в 1938 году польские полицейские арестовывают советских дипломатов, держат под арестом посольских работников, блокируют посольство... И только после адекватного ответа советской стороны дают задний ход. В Европе, по-моему, такие номера в то время никто не откалывал.
Польша сорвала попытки создать военный союз Англии, Франции и СССР
Но были и более серьезные вещи. Именно Польша как государство повинна в том, что Вторая мировая война приняла такой катастрофический характер. Польша сорвала попытки создать военный союз Англии, Франции и СССР, наотрез отказавшись не только пропускать советские войска к линии фронта, но и вообще принимать военную помощь от СССР. Это было во время интенсивных консультаций весной-летом 1939 года, когда дело явно шло к войне. Потенциальные союзники оказались в дурацкой ситуации: получалось, что для нашего участия в войне с агрессором нам придется сначала пробиться через армию страны – жертвы агрессии…
Решился бы Гитлер на войну, имея против себя военную коалицию Англии, Франции, Польши и СССР, поддержанную, кстати, США? Даже если бы и решился – получилось бы, скорее всего, что-то наподобие Первой мировой войны, но при менее выгодных для Германии начальных условиях. Войны, в которой для Германии не было шансов с самого начала, что понимал бы каждый германский офицер. В реальности же шанс у Гитлера появился, именно когда Польша дала возможность бить коалицию поодиночке.
Часто говорят, что Польша тут не так виновата, это англо-французы не очень хотели этого союза, а поляки типа что? Это не совсем так. Поляки вполне вели самостоятельную политику. Например, несмотря на очень сильную связь с Францией и даже зависимость от нее, польские руководители подружились в 1937-1938 гг. с Германией. По поводу визита Геринга в 1938 году французы даже высказывали озабоченность… которая была проигнорирована.
Все дело было в последовательной антирусской политике правителей Польши
В политике нет вещей, совсем никак не объяснимых: скорее объяснений даже обычно больше, чем нужно. В основном дело было в последовательной антирусской политике правителей Польши. Тогда она маскировалась под «антикоммунистическую», но в коммунизме ли было дело? Сейчас-то никакого коммунизма в России нет.
Специально для KM.RU: карикатура Сергея Корсуна
Во внешней политике она называлась «политикой межиморья», а во внешней нелегальной – «концепцией прометеизма». Это означало создание военного союза из стран, граничивших с СССР – Польши, прибалтийских стран, Венгрии, Румынии, Финляндии. По линии нелегальной деятельности – поддержка и организация националистических организаций на Украине, в Белоруссии, на Кавказе, в Крыму, на Дону.
То есть, называя вещи своими именами, вся политика довоенной Польши была подчинена одной цели – расчленению и ослаблению России. Это, кстати, так и говорилось, есть тому свидетельства. Причем цель эта по многим признакам была промежуточной: конечной целью было создание за счет соседей великой державы, где поляки были бы «государствообразующей» нацией.
Сейчас «политика межиморья» вполне укладывается в «политику расширения НАТО»
Собственно, к чему этот экскурс в прошлое? Требовать от поляков покаяния? Да на кой оно нужно? Проблема в том, что Польша ведет в последние десятилетия ту же самую политику. Сейчас «политика межиморья» вполне укладывается в «политику расширения НАТО», а по части «прометеизма» – в ту политику, которую ведут самые разные польские организации – сами или в качестве посредников. За примерами долго ходить не надо, если вас «не забанили в гугле».
А что, поляки все еще хотят «земли воевать»? Ну, не все, но хотят. Маргиналы говорят об этом открытым текстом, а политическая элита – косвенно. Через «осуждения трех разделов» и пакта Молотова – Риббентропа – с моральной точки зрения.
Попробуйте на досуге полюбопытствовать, какие польские земли были отторгнуты Россией в 1795 и в 1939 годах. Подскажу: никакие. И тогда, и сейчас это были литовские, украинские и белорусские территории. Не польские. И если стенания по поводу их утраты имели смысл раньше, когда это отходило к России, то сейчас-то какой смысл? Справедливость восторжествовала, все всем довольны.
Если бы польское общество перестало косить глаз на «всходны кресы» и даже далее – уверен, что и градус ненависти в польских СМИ точно бы понизился. Так вот, наверное, «минимум миниморум», который мы хотели бы от Польши, – это прекращение старой польской политики в отношении нас. И всё: в принципе, этого было бы достаточно для начала вполне дружеских отношений.