Разговор 2-х экономистов на «Эхе Москвы»:
"В. ИНОЗЕМЦЕВ - Мне кажется, что мы зависим от американской экономики не так сильно, как от той системы, которая создана США за последние десятилетия. И гарантом которой США являются. То есть американская экономика сегодня для России имеет значение достаточно второстепенное. Потому что объем нашей торговли с США приблизительно чуть больше 3% нашего товарооборота…Гораздо более серьезный вопрос взаимодействия с крупными американскими банками, с теми рейтинговыми агентствами, которые в основном американские и которые могут серьезным образом осложнить жизнь нашим финансистам. И это в целом то влияние, которое Америка может оказывать на мировую экономику. Цены на нефть, на общие товарные потоки. На то влияние, которое она имеет на Европу, в конце концов, и на Китай и Азию. Я думаю, что когда мы говорим о наших взаимоотношениях с Америкой, фактически можно говорить о взаимоотношении с внешним миром в целом. Если говорить об экономическом аспекте, то он чисто торговый…
К. СОНИН - Надо понимать, что то, что мы зависим от Америки как от части мировой экономики, Америка это 15% мировой экономики. Просто Америка это такая огромная страна и в такой степени экономический лидер мир а, что все, что в мире происходит, очень сильно от этого зависит. Не потому что они как-то пытаются на все повлиять. Мы, в конце концов, слишком маленькая страна, чтобы на нас экономически влиять. Мы мало торгуем с Америкой, но если вы посмотрите какое количество вещей в жизни нас окружает, в Америке изобретенных, оттуда распространившихся. Можно сказать, что все, что делает нашу жизнь лучше, что появилось в последние 20 лет, так или иначе из Америки пришло. Начиная от компьютеров, лекарств, самолетов. У нас половина авиапарка Боинги. И так во всем. И даже если мы говорим про платежные системы, сейчас самая большая по числу пользователей китайская. Но в каком-то смысле это просто клон американский. Потому что огромное количество китайской промышленности и бизнеса они же производные от американского, потому что они просто повторяют за лидерами. И в этом смысле мы очень сильно зависим.
В. ИНОЗЕМЦЕВ - Я высказывал свою точку зрения на эту тему в прессе, на мой взгляд, сегодня было бы разумным с точки зрения Запада свести санкции к санкциям против компаний, ведущих бизнес в Крыму. То есть когда вы начинаете вводить санкции против Ротенберга и Тимченко, как бы я к ним ни относился, они могут быть ни при чем. То, что они друзья Путина, ничего не меняет. И я думаю, что только сплотит путинский круг. Но никак не попытается его разорвать и не сделает стране хуже. Напротив если речь идет о том, что США и западное сообщество хочет, условно говоря, остановить российскую агрессию скажем так на Украине, то задача заключается в том, что хорошо, полетел Аэрофлот в Крым, с завтрашнего дня он не летает в Европу и Штаты. Это понятная связь событий. Не вкладывайте деньги никаких коммерческих компаний, пусть государство хапнуло территорию, пусть за все и платит и пусть налогоплательщик РФ расплачивается за присоединение территории. Он так рад, пусть и платит. Условно говоря, надо создать ситуацию зоны с нулевым инвестиционным климатом…И мне кажется, опущен очень важный вопрос. Дело в том, что мы может быть не покупаем американские станки, но покупаем колоссальное количество элементной базы. У нас наша оборонка встанет, если американцы запретят экспорт (неразборчиво) назначения. У нас не взлетит ничто, ни одна система наведения, ни одна космическая ракета с Байконура не полетит, если нам закроют экспорт в Россию именно элементной базы."
Вот так они и думают. Россия – маленькая, ничтожная страна. Вроде бы говорят только об экономике, но получается, что и вообще тоже "маленькая, ничтожная страна". Типа США Россию и не замечают, не до нее. То ли дело Люксембург, например! Вот о ком болит голова у американцев. Как проснутся с утра, так сразу начинают думать, что там в Люксембурге происходит.
"США – это огромная сила. У них 15% мировой экономики!" Правда, сильны они не тем, что что-то выпускают, а тем, что формируют оценки рейтинговых агентств, которые у них все размещены. Будь ты хоть кит, но оценят они тебя как лягушку, и поневоле заквакаешь.
"А еще США все на свете придумали. Оглянитесь вокруг: все придумали американцы".
Я оглядываюсь. Вот паром плывет японский, вот корейский. Мореплаванье изобрели американцы? Паромы они придумали?
Реальная ситуация в мировом коммерческом судостроении вот такая: Китай с долей рынка в 44% прочно лидировал к концу 2011 года, обладая портфелем заказов в размере 155 млн. двт. Южная Корея следует на втором месте с портфелем заказов в 109 млн. двт. Япония по-прежнему на третьем месте с портфелем заказов в 61 млн. двт. Доля, принадлежащая европейским судостроителям, составила 4,2 млн. двт. (менее 1% от объема мирового портфеля заказов). А вот про коммерческое судостроение США давно уже никто не слышал. Оно мертво.
Вот стол, вот стул, вот, наконец, комп, на котором я пишу. Комп – это, действительно, вроде когда-то американцы придумали, хотя выпущен он под маркой Китая, а собрали его где-то у нас. И одежда на мне вся из Китая, или немного из Турции. Где тут наш "экономический гигант" США? Что он произвёл?
Кстати - я недавно смотрел диаграммы объемов экспорта автомобилей по физической отгрузке с заводов (не по жульническим отчетам, где в "американское автомобилестроение" записаны корейская Daewoo и немецкий Opel, а строго по географии). Так вот - США там где-то на тридцатом месте, с мизерной еле заметной в лупу полосочкой. Иран больше автомобилей отгружает, про Турцию уж не говорю. Чем же заняты рабочие в пиндосии? Автопром США теперь настолько говённый, что не может предложить остальному миру конкурентоспособные автомобили, и вынужден - совсем как ВАЗ - работать сугубо на внутренний рынок?
Но на самом деле всё еще куда хуже для США. Тот же компьютер: разве он не разработан на принципах, которые сочиняло все человечество? Каков там процент ноу-хау именно американского - а не немецкого, английского, французского и русского?
Паром плывет из Японии в Корею, но когда-то первобытные протокорейские племена проделали тот же путь в обратном направлении и заселили Японию. На чем они плыли? На плотах, на лодках? Сколько из них тонуло по дороге? Однако они Японию таки заселили, и проложили маршруты для судоходства. А что в это время делали пиндосы? Да ничего - потому что никакого США тогда еще не существовало.
Я пишу этот пост кириллическим шрифтом. Его придумали греческие монахи специально для славян, а изобрели буквенную письменность финикийцы, от которых и следа не осталось.
Я слушаю музыку на гаджете, который якобы разработан в США (хотя как можно что-то разрабатывать, не имея заводов и соответственно понятий о текущем уровне технологий и технологических ограничений - мне непонятно), но сделан почему-то в Китае. Однако музыка-то играет немецкая и итальянская. Чем удивили музыкальный мир США - гангста-рэпом? То есть читкой текста под несложный ритм? Можно ли вообще это называть музыкой?
В разное время лидерами были разные народы, и все что-то внесли в общую копилку, а кто не внес, тот передал придуманное другими следующим поколениям. Не надо меряться чужими достижениями.
15% мировой экономики – это много, но остаются еще 85%. Если завтра США вдруг исчезнут с лица земли, то вначале воцарится паника, а потом привыкнут, и, уверяю вас, ничего особенно не изменится.
Конечно, нельзя ни от кого зависеть так, как мы зависим от США. Конечно, идея, что топнут они ногой – и останемся мы голые и сирые, это преувеличение. Не останемся. Но от зависимостей надо уходить. А то самолеты у нас теперь, видите ли, «Боинги». Свои делали когда-то мало чем хуже, пора опять начать. Собственно, уже и начали - SSJ-100 штампуют серийно, МС-21 строят первый планер.
Упреждая вопросы по поводу высокотехнологичных и наукоемких штучек: надо понимать, что США работают как пылесос. Традиционная система подготовки специалистов высшего уровня, принятая в Европе и у нас, когда их постепенно выращивают, начиная с университета, в академической среде - в США не принята. В США система другая, на проект набрали народу, сделали и разбежались. В значительной мере это делается за счет тех, кого подготовили в других странах. Но это возможно было, пока США могли платить спецам в разы большие зарплаты, чем все остальные. Это время прошло - и США сразу начали буксовать в разработках.