Украина стала не мостом, а пропастью между Россией и Западом

_______________

Александр Романов

© KM.RU, Фото пользователя Instagram alexmelnik
© KM.RU, Фото пользователя Instagram alexmelnik
 

Выполнять функции Финляндии времен холодной войны ей вряд ли под силу

Пока Украина, постукивая колесами на стыках, драматично катится в сторону «западенского» нацизма, политики подыскивают ей более приличную роль, которую она могла бы играть в мире после того, как в ней все осядет.

Так, в ходе двухдневного визита в Турку, закончившегося вчера, глава МИД РФ Сергей Лавров предположил, что Украина могла бы стать не разъединяющим Европу и Россию фактором, а своего рода мостом, объединяющим их.

Именно такую функцию выполняла Финляндия в годы холодной войны. Ранее эксперты предлагали ей брать пример в федерализации со Швейцарии, Дании, Боснии и Герцеговины, но она все отвергла. Теперь возник новый ориентир - Финляндия.

Позиция Финляндии в пятидесятые-восьмидесятые годы основывалась на следующих принципах: нейтралитет, отказ от присоединения к НАТО, полная поддержка западных ценностей при уважении интересов социалистического соседа. Но есть ли на Украине предпосылки, которые позволили бы ей занять такое место? Эксперты сомневаются.

«Если говорить о «финляндизации» Украины, необходимо понимать: Финляндия могла существовать как мост между Западом и Востоком только в мире, где противоборствовали две крупные геополитические системы, советская и западная, – говорит замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько, слова которого приводит «Свободная пресса» – Сейчас такого противостояния нет, и балансировать Украине между Западом и Востоком намного сложнее. Кроме того, СССР в годы холодной войны отводил Финляндии совершенно определенную роль – торговых ворот на Запад. Украина же, скорее, выступает сегодня как инструмент блокирования России».

Вероятно, такая роль не понравится и националистическим экстремистам в самой Украине. Они ставят перед собой другие задачи. «Идеологи украинского национализма мечтали о разделе России давно, - напоминает эксперт. - Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать книгу одного из них, врача ОУН-УПА Юрия Липы, написанную в 1941 году. (Это тот самый Липа, уроженец Одессы, которого упоминала депутат Рады Ирина Фарион, когда с синильной радостью поздравляла одесских националистов, сжегших людей в Доме профсоюзов - КМ.РУ.) Книга так и называется – «Раздел России». В ней Липа пишет, что Украина должна идти завоевателем на Восток и контролировать не только Северное Причерноморье, но и территории, прилегающие к Каспию, а также иметь в союзниках Кавказ».

Это далеко не финская роль. Идеи данного Липы живы в головах украинской элиты до сих пор, их повторяет, например, нынешний министр образований Сергей Квит.

Потом, Украина сильно отличается от мононациональной Финляндии. «Украина – многосоставное государство, созданное из осколков разных империй. Весь Новороссийский пояс и Крым – это территории, которые были завоеваны и обустроены Российской империей. Западная Украина когда-то входила в состав Австро-Венгерской империи, и частично – Румынской (Черновицкая область Украины). По большому счету, украинский литературный язык был создан на основе полтавского говора искусственно – с таким же успехом он мог создаваться на основе говоров любого другого региона Украины» - продолжает Безпалько.

«Это пространство могло быть единым только в составе какого-то крупного политического субъекта – вроде Российской империи или Советского Союза. Но сейчас, когда это пространство осталось один на один с самим собой и попыталось объединиться на платформе идеологии национализма, оно затрещало по швам», - констатирует он.

Есть и другие различия - украинским националистам пока никто хорошенько не намылил шею. «Когда говорят о Финляндии как о мосте между Западом и Востоком, обычно забывают, что Финляндия испытала два мощных военных поражения от СССР. Думаю, когда Украина испытает несколько поражений, когда от нее останется несколько западных областей, – этот маленький «бандерштат» и сможет, наверное, стать аналогом Финляндии советского послевоенного периода», - описывает эксперт условия «финляндизации» Украины.

«Финляндия всегда была достаточно монолитной, а на Украине мы имеем большую территорию – Левобережье, которое мыслит себя иначе, чем остальная страна. В таких условиях пойти на переформатирование Украины по финляндскому сценарию означает для Москвы полный отказ от идеи каким-то образом интегрировать Юго-Восток, который считает себя, скорее, частью русского мира, нежели западного», - замечает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули.

«Параллель между Финляндией и Украиной, пожалуй, только одна: обе страны в разное время были частями Российской империи. Но Финляндия была в составе России с 1809 по 1917 годы – то есть, чуть больше 100 лет. Украина же находилась в составе империи гораздо больший период, а потому сильнее интегрирована с Россией. Именно поэтому геополитический дрейф Киева в сторону Запада до сих пор воспринимается, как попытка резать по живому…» - добавляет он.

Заметим также, что во времена холодной войны Запад и помышлять не мсел о разделе СССР. Такая задача, конечно, ставилась, но воспринималась, как очень далекая перспектива и вслух о ней никто не говорил. Теперь же об этом заявляют даже польские политики, далеко не самые ведущие в мире.

«Прежде чем говорить о «финляндизации» Украины, нужно обеспечить первичную стабилизацию – а сделать это пока не получается», - подводит черту заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Института РАН Сергей Уткин.

Да и сама Финляндия потихоньку становится уже не той. Следуя в русле политики ЕС, Хельсинки отменил или перенес ряд совместных с российской стороной мероприятий, таких как визит в Россию финского министра обороны, встреча глав МВД, приезд в Москву главы парламента Финляндии. «Подобные шаги не отвечают ни духу российско-финляндского добрососедства, ни принципам взаимной выгоды», — с сожалением признали на Смоленской площади.

А несколько ранее финский президент Саули Ниинисте пообещал, что Хельсинки тщательно рассмотрит вопрос о вступлении в НАТО и даже не исключил проведения референдума по этому поводу. Прямо же в день прибытия Лаврова в Турку в Балтийском море начались масштабные учения альянса с участием Швеции и Финляндии. 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 10).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА