…Поработаю-ка я сейчас немного капитаном Очевидность: чем бы ни закончился финал чемпионата мира в Бразилии, сильнейшей сборной мира в ближайшие годы все равно будут считать сборную команду Германии.

И дело тут далеко не только в том, как они безжалостно вынесли в «предварительном финале» на стадии одной второй хозяев чемпионата, самую титулованную в мире футбольную сборную Бразилии: несчастье, в конце концов, может случиться с кем угодно, да и счастье нежданное может кому угодно привалить.

Не в этом дело.

Германия шла к этому уже больше десяти лет, спокойно и методично, разработав специальную программу развития футбола в стране (в основу была положена хорошо себя зарекомендовавшая «испанская система» работы с молодежью, естественно, с немецкой дотошностью доведенная до ума и адаптированная). Обеспечив работой, материальной базой и зарплатой массу детских тренеров, выстроив работу селекционеров, просматривающих и отбирающих таланты, приведя к единоначалию и единому образцу методики подготовки сборные всех возрастов.

Результат, что называется, — на лице: заполненные трибуны немецких стадионов, преобладание местных игроков над легионерами (хотя легионеры в бундеслиге, безусловно, есть, и очень сильные). «Баварию» и, как минимум, еще и дортмундскую «Боруссию» можно смело причислять к очевидным топ-клубам Европы. Ну, и, наконец, — сборная: мы пока еще не можем с уверенностью сказать, что в финале победят они, но мы все своими глазами видели, как они играют.

И вот этому, друзья мои, — у Германии надо учиться.

Где-то копировать, где-то адаптировать — не стесняясь.

Забыть в данном конкретном случае про «национальную гордость», м.б, даже привлечь их специалистов: чтобы научили и помогли внедрить.

Потому что она, национальная гордость, не в том, чтобы спесиво поглядывать по сторонам, вспоминая когда-то случавшиеся победы, а в том, чтобы не краснеть, глядя на экране телевизора, как там, на чемпионате мира, играет сборная твоей страны.

Как-то так.

Кстати, не только этому нужно, несмотря ни на что, учиться у «проклятого запада». Но и вообще многому по организационной части — порой далеко за пределами спорта.

Нам, к примеру, надо учиться у них, как там организовано местное самоуправление: это у нас в любой выкрученной лампочке в подъезде Путин лично виноват, в той же Германии той же госпоже Меркель таких претензий не предъявляют. Для этого там есть рядом, «на земле», вполне дееспособный и доступный для граждан какой-нибудь глава местного совета, бургомистр и т.д. И все знают, что за лампочки отвечает именно он, да и не только за лампочки: у него есть понятным образом и на понятные цели сформированный бюджет, и большинство подобного рода вопросов он вполне способен решить, не напрягаю для этого госпожу федерального канцлера.

Вот этому — тоже обязательно надо учиться и смотреть, как это там устроено.

Да многому чему надо учиться: дорожному строительству, разумно устроенной коммуналке, промышленной политике, многим гуманитарным технологиям.

Там, разумеется, есть и масса того, чему учиться не стоит. Потому что футбол футболом и коммуналка коммуналкой, но в Германии демографическая катастрофа и рождаемость на четверть ниже нашей (несмотря на больший удельный вес иммигрантов), а значит, что-то у них в машине воспроизводства государства не так.

Да и «демократия» в том варианте, который практикуется уважаемыми немцами, у нас невозможна и, с высокой долей вероятности, попытки внедрения её у нас окажутся катастрофичными. Просто народы очень разные и с очень различными условиями жизни.

Значит, прифурычивать нам все прекрасные гаджеты западного опыта всё равно придется к нашей родной, суровой действительности, а, значит, без адаптации не обойтись.

Но это — что касается вещей глобальных.

А вот что касается организации, вернёмся к началу, футбольного (и любого другого) хозяйства, если мы, разумеется, хотим его развивать — надо учиться у немцев. И в этом вообще нет ничего постыдного: в футбол они, к сожалению, на сегодняшний момент времени играют куда лучше нас.