Во-первых, российский продуктовый рынок практически не ощутит ухода западного производителя: страны Таможенного союза, БРИКС и отечественные предприятия легко «закроют» высвобождающуюся нишу. А главное, мы начнём решать проблему продовольственной безопасности. Не было ему счастья, да несчастье помогло!
А вот Европа… Своими секторальными санкциями против России она одновременно выстрелила и себе в ногу. Пострадал ведь и её промышленный сектор, связанный с российским рынком. А теперь Россия выстрелила в другую её ногу — в с/х сектор.
К тому же санкции Запада против России и самой России против Запада как бы складываются, несут в себе кумулятивный эффект для мировой экономики, особенно европейской, и могут стать причиной полномасштабного финансово-экономического кризиса. Сегодня он отчасти выгоден России и странам БРИКС.
В-третьих, эти санкции нанесут ещё один чувствительный удар — по внутренней «западной колонне» в России. Они ещё раз покажут её настоящее отвратительное лицо, обеспокоенное исключительно своим пищеварительным трактом. Покажут, что главное для неё — это еда! Вот главная её свобода и ценность! За неё они с готовностью мать родную продадут, а не только страну! Эту комедию мы уже наблюдаем.
Может быть, наши западники, огорчённые этими санкциями к предмету своей любви, уедут, в конце концов, на Запад — за любимой своей едой? Так было бы лучше для всех, и мы от всего сердца сказали бы им: скатертью дорога! К пестицидным фруктам и овощам, мясу с антибиотиками, сырам с пальмовым маслом и вкусным ароматизаторам, «идентичным натуральным».
Россия же станет только чище и здоровее, освободившись от низкокачественных западных продуктов в красивой упаковке: наш продовольственный рынок станет более натуральным, мы восстановим отечественное с/х производство.
В отличие от дежурного оптимизма европейских политических правителей вроде Грибаускайте, финансовые издания Запада санкциями России уже встревожены. Они предупреждают о новых возможных опасностях, потому что видят: Россия «пошла на вы»: «аккуратные санкции» могут стать только прологом, за которым последует не менее «аккуратное» неприятное продолжение.
Россия рассматривает возможность ответных действий в авиасекторе, авто- и другой промышленности. Пока она не спешит, готовится к ним сама, поскольку, сказал премьер Медведев, надо «учитывать свои реальные возможности».
А возможности России включают ещё и энергетические санкции: ограничение поставок газа и нефти в Европу тоже ведь возможно, конечно, при экстраординарных обстоятельствах.
В то время как Обама всему миру «обамит», что российская экономика замедляется, МВФ озабочен складывающейся ситуацией в мировой экономике, на которую, по его заявлениям, оказывает негативное влияние «украинский кризис». За этой дипломатической формулировкой скрывается растерянность: мир ведь только что вышел из «финансового кризиса», а уже замаячил новый…
На этот раз мировой кризис может добить «мировую экономику» с её финансовым американским пузырём, потому что в этом заинтересованы Россия и страны БРИКС, и они уже создают её могильщика — мировой банк БРИКС. И тогда на обломках однополярной мировой экономической системы возникнет многополярный (или полицентричный) мир, без диктата Вашингтона, воровства доллара и порождаемых этим воровством войн. Мир более человечный, справедливый и разумный.
Автор Виктор Каменев