Петр Порошенко распорядился в течение двух недель проверить оснащение военных в зоне силовой операции на юго-востоке. Это следует из подписанного президентом Украины указа о комплексе мер по укреплению обороноспособности государства, сообщает РИА «Новости».
«Осуществить в двухнедельный срок проверку состояния обеспечения личного состава, сил и средств, привлекаемых для проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях, необходимыми видами материально-технического оснащения для выполнения задач в осенне-зимний период и по её результатам проинформировать президента Украины», - говорится в сообщении, распространенном пресс-службой Порошенко.
Помимо этого, президент Украины поручил правительству разработать и внедрить упрощенные схемы закупки боевой техники для нужд армии.
Случайно или нет, но так совпало, что как раз через две недели – 21 ноября – в Киев прибудет вице-президент США Джо Байден.
А мы знаем, что приезд любого американского эмиссара в столицу Украины ранее, как правило, всегда сопровождался усилением военной активности со стороны силовиков.
Какие последствия могут быть у нынешнего визита? Может ли очередное появление в Киеве вице-президента США означать, что перемирие закончилось, и через две недели украинская армия предпримет новый штурм донбасских народных республик?
- В последнее время Америка отнюдь не демонстрировала готовности помогать Киеву чем-то, кроме как «похлопыванием по плечу», - напомнил директор Центра политического маркетинга (Украина) Василий Стоякин. – В нынешней ситуации военные действия могут возобновиться, на мой взгляд, в большей степени не из-за того, что США этого пожелают. А из-за того, что это нужно самому Петру Алексеевичу.
Дело в том, что постепенно все эти карательные батальоны выходят из-под его контроля и откровенно начинают заниматься бандитизмом. А некоторые уже выдвигают политические требования верховному главнокомандующему, что, скажем прямо, совсем нехорошо. И чтобы отвлечь людей от политических целей, неплохо было бы возобновить боевые действия.
«СП»: - Отредактированный план «АТО» привезет не Байден?
- Что касается привязки приказа Порошенко к визиту Байдена, то наиболее рациональным, мне представляется, следующий вариант. Вот Байден приедет, и у Петра Алексеевича на руках будет уже конкретная цифра, с которой можно упасть на колени, поцеловать ботинки американского гостя и попросить помощи: «Смотрите, мои солдаты в обносках ходят».
Мне кажется, это тот самый вариант… Но возобновление боевых действий тоже вполне реально.
Заведующий кафедрой политики Евросоюза МГИМО, доктор политических наук Олег Барабанов не исключает, что визит Байдена на Украину может означать начало нового витка противостояния в Донбассе.
- Не для кого не секрет, что все это время украинские войска готовятся к атаке. Проводят перегруппировку войск, подтягивают новую технику.
Губернатор Коломойский, который финансирует батальоны нацгвардии, как мы помним, тоже неоднократно заявлял, что военные действия должны быть возобновлены. И угрожал Порошенко: если он не примет соответствующих мер, то у него будут проблемы.
Порошенко принял меры – отозвал подпись под линией разграничения.
И очевидно, что анализ материальной базы войск в зоне «АТО» позволит им показать Байдену реальное состояние сил. Наверняка под это Киев потребует от Вашингтона или дополнительного финансирования, или дополнительной военной помощи.
Потому что, скорей всего, они готовы наступать.
Но бюджет Украины, понятно, не потянет такой нагрузки. В бюджете очевидно средств на дальнейшее развитие гонки вооружений нет. Потому я думаю, деньги, и ресурсы на новую войну будут просить у Байдена.
«СП»: - А он в Донбассе имеет кровный интерес, поскольку его сын, как известно, вошел в совет директоров украинской частной нефтегазовой компании…
- Что естественно, надо сказать, для американцев. Они и раньше всегда свои военные операции замыкали на интересы крупного бизнеса, близкого к Белому дому. Можно вспомнить, к примеру, историю с компанией «Halliburton», бывшим руководителем которой являлся Дик Чейни, вице-президент США. При администрации Буша-младшего эта компания стала одним из символов захватнических войн США.
Здесь та же самая ситуация – интересы большого американского бизнеса соединяются с военным давлением.
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко, в свою очередь, сомневается в том, что украинская армия готова вести наступательные операции:
- Едва ли военные действия через две недели возобновятся. Думаю, что после августовского поражения у Украины пока нет боеспособных частей для того, чтобы вести новую полноценную военную кампанию.
Пострелять могут - устроить какую-то крупную провокацию в районе Донецка, или в Луганской области, а, может быть, и под Мариуполем. Но это будет именно крупная военная провокация.
В идеале, я думаю, администрация Порошенко хотела бы, чтобы перемирие нарушили защитники Донецкой и луганской республик. Чтобы кричать потом на весь мир: «Это не мы. Это – они! Поэтому давите дальше Россию санкциями, а нам давайте оружие».
Крупную провокацию они устроить могут, но пойти на полноценную войну - вряд ли. Потому что если возобновить войну, она приведет к новому поражению. И тогда удержится ли Порошенко у власти?
До того момента, как Украина реально перевооружит армию, я думаю, крупной войны в Донбассе не будет. А вот провокаций с целью срыва перемирия и обвинения другой стороны от Киева можно ждать.
«СП»: - Но не факт, что за перемирием последует мир?
- Проблема Минских договоренностей в том, что они не удовлетворили ни одну из сторон. В украинском обществе мы недооцениваем запрос на войну, а он очень велик и очень силен - именно запрос «снизу». Большинство там до сих пор ожидает победы в военном конфликте. Поэтому какую-то попытку реванша Украина еще предпримет.
Единственное, что может остановить Украину, если силы Новороссии будут достаточно сильны для того, чтобы отбить ее атаку.
Но сейчас наиболее уязвимая территория, это, конечно, пригород Донецка. Сколько будут в ДНР терпеть регулярные обстрелы, по сути, своего столичного города. Рано или поздно им придется предпринять какую-то военную операцию просто для того, чтобы отогнать украинских силовиков от Донецка, чтобы обеспечить городу гарантии безопасности.
Это наиболее уязвимый момент. Потому что Киев в этом случае может обвинить Донецкую республику в срыве режима перемирия. И, скорей всего, он будет всячески провоцировать на это.
Источник