12 ноября 1960 года в состав ВМФ СССР была введена первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту К-19, которую прозвали «Хиросимой». Советскому ВПК понадобилось полтора десятилетия, чтобы догнать, а затем и опередить американский подводный стратегический флот по боевой мощи.
Расчленение «Кита»
Советский Союз, увлеченно разрабатывавший наземные (ракеты) и воздушные (бомбардировщики) средства доставки ядерных зарядов на другой берег Атлантического океана, прозевал старт подводной гонки ядерного оружия. Первую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами, подводный стратегический крейсер, сделали в США. Это была лодка «Джордж Вашингтон», принятая на вооружение в 1959 году. Наша К-19 проекта 658 появилась в составе ВМФ год спустя.
Американскую лодку делали стремительно. Взяли готовую торпедную ПЛА «Скипджек», разрезали ее пополам и вставили посередине отсек длиной 36 метров с вертикальными шахтами для размещения и подводного пуска ракет «Поларис». При этом были сохранены шесть носовых торпедных аппаратов.
У нас готовой лодки для проведения такого рода вивисекции не было. Однако принцип конструирования был тем же. В ЦКБМТ «Рубин» взяли чертеж торпедной ПЛА проекта 627 «Кит», разрезали его также пополам и в середину пририсовали отсек для пусковой установки на три ракеты Р-13 с надводным стартом.
Позже в лодках проекта 658М конструкторы смогли заменить надводный старт на подводный. Для чего субмарину вооружили ракетами Р-21. Однако корпус лодки был уже прорисован – по сравнению с проектом 627 нос заострили, чтобы повысить скорость хода в надводном положении.
На снимке: подводная лодка «Джордж Вашингтон», 1959 год/ Фото: wikimedia[/center]
Количество, не повлиявшее на качество
К-19 имела длину 114 м, наибольшую ширину 9,2 м, надводное водоизмещение 4039 т, подводное – 5300 т. Ее надводная скорость равнялась 15 узлам, подводная – 26. Рабочая глубина К-19 - 240 м, предельная – 300 м.
Силовая установка – два водо-водяных атомных реактора по 70 МВт.
Экипаж 104 человека.
Автономность плавания – 50 суток.
К-19 принадлежала к первому поколению ПЛАБР. Всего до 1963 года было введено в строй 8 таких лодок. Американских лодок первого поколения было 5. Однако у нас не было не только превосходства по этому виду вооружения, но, к сожалению, даже и паритета. И это несмотря на то, что по некоторым характеристикам лодки проекта 658 были лучше «Джорджа Вашингтона»: по глубине погружения, по боевой живучести. Но сильно уступали по шумности («ее винты шумят на весь океан», говорили о ней), по водоизмещению. И главное - по ракетному вооружению, о чем чуть ниже.
Качество американских лодок было значительно выше. Все они без единой аварии выработали свой ресурс. Наш же первенец – К-19, - что называется, хлебнул лиха.
4 июля 1961 года во время учений «Полярный круг» произошла авария реактора, расположенного по левому борту. Лодка находилась в надводном положении. Возникла реальная угроза взрыва реактора. При ликвидации аварии смертельные дозы облучения получили 14 моряков.
15 ноября 1969 года произошло столкновение с подводной лодкой ВМС США «Gato». Поврежденная К-19 смогла вернуться на базу.
24 февраля 1972 года в результате пожара в 8-м и 9-м отсеках (электромоторный и вспомогательных механизмов) погибли 28 моряков и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух.
15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке погиб один человек.
К-19 получила негласное печальное название «Хиросима».
Надводный старт заменяется подводным
Первоначально на субмарины проекта 658 устанавливали жидкостные одноступенчатые ракеты. По сравнению с американскими «Поларисами» они были громоздкими, из-за чего при примерно одинаковых габаритах лодок на К-19 стояли 3 ракеты, на «Джордже Вашингтоне» - 16. Причем «Поларис» был твердотопливным, раз и навсегда заправленным на фирме-изготовителе. Наша же Р-13 на заводе заправлялась только окислителем. Горючее же размещалось в трех резервуарах, вынесенных за пределы прочного корпуса лодки.
Стрельба осуществлялась следующим образом. Лодка всплывала, и ракеты заправлялись горючим, на что уходило 12 минут. Что делало лодку сравнительно легкой добычей противолодочных самолетов. Дело в том, что дальность стрельбы Р-13 составляла всего лишь 600 км, в связи с чем лодка должна была подходить совсем близко к атакуемым берегам.
Боеголовка Р-13 была солидной – 1 Мт. Но при этом отклонение от цели было велико – 4 км.
Такое положение вещей ВМФ устроить не могло. Поэтому, начиная с 1963 года, первые советские ПЛАРБ начали последовательно переоснащать ракетами Р-21. Они стартовали из подводного положения. Но, к сожалению, также были жидкостными. Р-21 была уже заправлена и горючим, и окислителем. Но перед стартом необходимо было включить наддув баков с целью повышения в них давления до 8,5 атм. Параллельно с этим пусковые шахты заполнялись водой из специального резервуара. Старт осуществлялся с глубины до 40 метров при скорости до 4 узлов и волнении до 5 баллов.
Это, конечно, был значительный шаг вперед. Но при этом до уровня «Полариса» Р-21 также не дотягивала. А в 1962 году появился и более совершенный «Поларис-2». Параметры этих ракет таковы:
- дальность: 1420 км – 2800 км;
- максимальное отклонение от цели: 2800 м – 1800 м;
- мощность заряда: 0,8-1,2 Мт – 0,8-1 Мт.
Наращивание мощи
Отставание советского подводного стратегического флота в 60-е годы не только не сократилось, но и возросло. Американцы стремительно выпустили немыслимое количество лодок следующего поколения, и к середине 60-х годов в составе ВМС США находилась в общей сложности уже 41 ПЛАРБ. Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда по 200 кт боеголовками.
Всё это вскружило американцам голову: у них создалось впечатление, что Советский Союз столь безнадежно отстал, что развитие своего подводного флота можно приостановить. И новые субмарины, уже третьего поколения, ВМС США начали получать лишь в начале 80-х годов.
Советский же Союз напрягся, уперся рогом и мобилизовал имеющиеся резервы. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.
Причем советские лодки второго поколения уже ни в чем не уступали американским. И численное преимущество в то же время было и преимуществом качественным. Так, например, 14 лодок проекта 667БДР «Кальмар», поступивших на вооружение в середине 70-х годов, обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Была улучшены условия для экипажа. По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Причем все они могли выпускаться одним залпом. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. При этом за счет введения в ее инерциальную систему управления астрокоррекции максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.
Лодки были оснащены также двумя типами торпедных аппаратов – 533 мм (4 шт.) и 400 мм (2 шт.), а также двумя ПЗРК «Стрела-2М».
К моменту, когда атомный стратегический подводный флот догнал американский, подготовка советских экипажей была прекрасной. Слаженность действий, умение обращаться с аппаратурой и оружием постоянно оттачивались в боевых походах повышенной категории сложности.
В этом плане невозможно не упомянуть переходы лодок проекта 667БДР с Севера на Дальний Восток под арктическими льдами. Как правило, весь экипаж в этот период в течение нескольких суток находился постоянно на своих постах. Часто глубина не превышала 50 метров. Наибольшую опасность представляли отмели и осевшие на них огромные ледовые массивы. Сверху над подлодками находился лед, толщиной до 15 метров. При этом пространство между кораблем и ледяным панцирем уменьшалось до 3 метров при глубине всего 4 метра под килем. В подобных условиях система автоматизированного управления отключалось, и субмарина двигалась при ручном управлении. Физическое и моральное напряжение личного состава достигало предела.
Ситуация середины 90-х годов
Существует весьма распространенное мнение относительно того, что в 90-е годы отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен сокрушительный удар. Не американцами, естественно, а хищническим отношением элиты к ресурсам страны. Удар, конечно, был. Однако сокрушительным его не назовешь.
В настоящий момент на вооружении ВМФ находятся 14 ПЛАРБ – 10 у Северного флота, 4 у Тихоокеанского. Правда, не все они способны выполнять боевое патрулирование. Как минимум 4 лодки находятся либо в долговременном ремонте, либо стоит вопрос об их списании. В то же время две лодки проекта 955 «Борей», относящиеся к четвертому поколению, недавно были приняты в состав ВМФ – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Еще две вышли на госиспытания, и одна заложена.
У США 18 ПЛАРБ. Все они относятся к третьему поколению и постарше наших «Бореев». Это лодки типа «Огайо», поступавшие в ВМС США с 1981 по 1997 год. При этом обновления американских стратегических подводных ракетоносцев до середины следующего десятилетия не предусмотрено. Так что Россия, как и 50 лет назад дышит в затылок Штатам и готова в ближайшее время выйти в лидеры.
Первоисточник http://svpressa.ru/post/article/103759/?redtrs=1