Одной из часто повторяемых мантр евромайдана год назад было постулирование отказа от «российской финансовой кабалы». Мол, и МВФ, и Мировой банк, и другие крупные игроки мирового рынка заёмного капитала вот-вот станут в очередь, чтобы дать кредиты республике, победившей диктатора. Характерно, что данные настроения не утихают даже через год, хотя то, что «кина не будет», уже должно было дойти и до наиболее отчаянных оптимистов. Но мифические миллиарды кредитов нас не интересуют. Давайте посмотрим, как всего за год изменилось состояние ЗВР Украины.

Торговали мы булатом, чистым серебром и златом

Крупными запасами золота Украина никогда похвастаться не могла. И тем не менее, несмотря на небольшие колебания и необходимость частично реализовывать его во времена финансовых кризисов, золотой запас возрастал. Авторы «Однако» (и я в том числе) часто критиковали экс-президента Украины В. Януковича — было за что. Тем не менее объективности ради следует напомнить: НБУ времён Януковича в 2011–2012 гг. принял действенные меры по увеличению золотого запаса. Так, в 2012 году прибыль от продажи золотого лома в пунктах скупки Нацбанка была освобождена от налога на прибыль. В целом же в период 2011–2014 гг. С. Арбузову удалось увеличить запасы золота примерно на 16 тонн. «Какой ты, говорят, атаман, если у тебя нету золотого запасу?» — этот нехитрый тезис правильно понимали не только хлопцы Грициана Таврического, но и «донецкие».

Желающие могут проверить мои слова. В марте 2010 года, первом месяце президентства Януковича, Украина имела золота примерно на 952 млн долл. при рыночной цене 1114 долл. за тройскую унцию. В феврале 2014 года Янукович вместе со страной сдал организаторам госпереворота золота примерно на 1809 млн долл. (1303 долл. за унцию). По грубой прикидке через рыночную стоимость унции имеем позитивную динамику в указанный промежуток времени — с 24 т до 43 т. Скорректировать прикидку можно данными Всемирного совета по золоту. По их сведениям, в августе 2013 г. золотой запас Украины составлял 38,9 т. Значит, в феврале могло быть примерно 39–39,5 т.

Такое обстоятельное вступление нужно затем, чтобы вы могли оценить красоту финта евромайданной власти. По состоянию на октябрь золотой запас оценивается в 988 млн долл. (1221 долл. за унцию). Насколько это меньше, чем в феврале, можете прикинуть сами. У меня получилось минус 16–18 т. Ещё никогда в истории Украины золотой запас не сокращался почти вдвое в течение одного года.

Рисунок 1. Динамика сокращения золотого запаса Украины в 2014 году

Уже после публикации отчётности в СМИ НБУ принялся оправдываться, мол, никто золото не вывозил, реализовывалось не физическое золото, а золото с банковских счетов. Однако сути это не меняет. Прошлое руководство НБУ закупало золото во время падения его стоимости, а нынешнее делает прямо противоположное — продаёт на падении. Период укрепления доллара (во время которого всегда дешевеют нефть и золото) скоро кончится. То, чем занимается сейчас Нацбанк Украины, называется причинением ущерба государству. И никакие ссылки на рекомендации МВФ не могут это оправдать.

Немного о торговом балансе

В стремлении объяснить, почему при Януковиче было плохо, а теперь хорошо, пропагандисты евромайдана проявляют чудеса ловкости. Едва ли не главной мантрой, которую вслед за «экспертами» повторяет то правительство, то НБУ, является торговый баланс. В том смысле, что раньше был дефицит, а теперь даже небольшой профицит есть. «Эксперты», правда, не уточняют, что профицит достигнут в основном отказом от покупки российского газа, необходимого как для электростанций, так и в качестве сырья для украинского химпрома. То есть на следующем шаге Украина получит падение экспортных валютных поступлений, а для достижения «профицита» спираль отказа от импорта придётся закручивать ещё дальше. Да и сама оценка экономики исключительно с опорой на технические показатели — важный звоночек. Он говорит о том, что экономика Украины интересует команду Порошенко лишь с точки зрения минимизации затрат на привлечение кредитов.

Кстати, пресловутый профицит экономика показала летом. Но как только пошли осенние расчёты за газ, от него не осталось и следа. Впрочем, правительство прокукарекало, а там хоть не рассветай…

Резервы. Почему они сокращаются

Ещё одна претензия Порошенко и компании к предшественникам — команда Януковича держала курс искусственно, расходуя на его поддержание золотовалютные резервы. На это можно ответить как банальным «сами заработали, сами и тратим», так и более серьёзно.

Во-первых, взглянув на динамику ЗВР Украины в 2013 году, мы увидим, что с января по апрель они росли и пошли вниз только в мае. Именно в мае 2013 г. В. Путин окончательно дал понять руководству Украины, что наступил момент «или-или». Или в Европу (чего требовала сменившая потом Януковича хунта), или сохранение режима преференциальной торговли с РФ и странами ТС. То, что теперь ЗВР Украины составляют 11,5 млрд долл. (против 23 млрд долл. в апреле 2013 г.) — следствие выбора Януковича, но такого выбора, который полностью разделяют господа Яценюк и Порошенко.

Рисунок 2. Динамика сокращения ЗВР Украины в 2013 году

 

Во-вторых, отказавшись признать Московские (декабрь 2013 г.) соглашения, господа Турчинов и Яценюк отказались минимум от 15 млрд долл. кредита. Никаких других сравнимых заимствований Украине за год никто так и не предложил. Поэтому пенять за скудость ЗВР стоит опять-таки только на себя.

В третьих, если Янукович расходовал ЗВР на поддержание курса, то нынешнее руководство НБУ творит с ними что-то несусветное: играет на ажиотажном спросе, создаёт крайне непрозрачные механизмы продажи валюты. Со времён Ющенко многие успели забыть о термине «откаты за рефинансирование», а между тем его вернула к жизни именно команда Порошенко — кстати, одного из «любых друзив» незабвенного пасечника. Выросли и ставки: если прежде говорили о 3–12%, то теперь 15% — это минимум.

С такими темпами термин ЗВР вскоре будет применим к финансам Украины чисто технически — надо же как-то называть эту небольшую кучку мелочи. Илларионов в недавнем заявлении спрогнозировал дефолт на Украине через 3–4 месяца. Парой дней ранее к такому же выводу пришла Financial Times. Причём её источники самые надёжные — валютные спекулянты, которые готовы покупать доллар за 18 грн при официальном курсе 15,5 грн. Хотя такие досадные подробности вряд ли заслонят блеск «пэрэмог» и аргументацию евромайданных политэкономистов.