Гонка вооружений: Россия переходит к симметричным ответам

_______________

 

Гонка вооружений: Россия переходит к симметричным ответам

На конференции, посвящённой 100-летию ПВО РФ, генеральный конструктор «Концерна ПВО „Алмаз Антей“ Павел Созинов рассказал, что Россия разрабатывает аналоги американских систем противоракетной обороны THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) и GMD (Ground-based Midcourse Defence). При этом было отмечено, что требования к системам существенно выше, чем у американцев, а аналог GMD будет мобильным, в отличие от заокеанского образца.

Заявление, сделанное в столь непростое время для российско-американских отношений, практически зашедших в тупик, очень интересно. Никакой информации по разрабатываемым комплексам нет, однако можно попробовать сделать некоторые выводы, проанализировав возможности американских систем, а также обратив внимание на некоторые российские перспективные проекты. Сначала разберём возможности и недостатки американских систем ПРО.

THAAD — мобильный комплекс противоракетной обороны, обеспечивающий кинетический, заатмосферный перехват баллистических ракет средней дальности (с максимальной дальностью пуска до 3500 км). Систему создала одна из ведущих военных корпораций США — Lockheed Martin. Разработки велись с 1992 года, а на боевое дежурство THAAD попал с 2008 года. Заявлено, что комплекс способен перехватывать баллистические ракеты на расстояниях до 200 км и высотах до 150 км. Цели обнаруживаются радиолокатором комплекса на расстояниях до 1000 км. Поражение осуществляется прямым попаданием боевой части весом 90 кг, наводящейся на цель благодаря чувствительным инфракрасным датчикам. Скорость полёта противоракеты достигает 3 км/с, поэтому энергия столкновения с целью огромна, вследствие чего ракета противника полностью уничтожается. Это и называется принципом кинетического перехвата.

Из последних 14 испытаний THAAD в условиях, приближенных к боевым, 11 были успешными, а 3 сорвались из-за неисправностей в ракетах-мишенях. Результат впечатляющий, однако, не стоит забывать, что перехватывались имитаторы ракет Р-17 SCUD, которые были приняты на вооружение СССР в 1962 году и уже давно безнадёжно устарели. Никаких свидетельств того, что данный комплекс способен перехватывать ракеты, обладающие средствами преодоления ПРО, нет. Испытания не проводились в условиях применения радиоэлектронной борьбы и использования ракет со сниженной радиолокационной заметностью (стелс). И совершенно точно можно сказать, что система не способна к перехвату целей, осуществляющих манёвры (даже в официальных характеристиках указывается возможность перехвата целей лишь с нормальной баллистической траекторией), таких как российские ОТРК „Искандер-М“.

Как можно заметить, данная система ПРО во многом заточена под вызовы прошлого, а не настоящего и будущего, и эффективно может применяться только против государств, вооружённых устаревшими ракетами.

GMD — статичная система ПРО, обеспечивающая кинетический перехват боевых частей межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Комплекс состоит из трёхступенчатой ракеты-носителя GBI (Ground Based Interceptor) и противоракет EKV (Exoatmospheric Kill Vehicle). Ракета-носитель выводит противоракету весом всего 68 кг в ближний космос и разгоняет до скоростей, близких к 10 км/с. Дальность полёта противоракеты, в зависимости от траектории и высоты перехвата, может составлять от 2000 км до 5000 км. К сегодняшнему дню на базе Гранд-Форкс развёрнуто более 30 противоракет EKV (их носителей GBI). К 2017 году планируется развернуть ещё 15 комплексов.

Однако, всё не так хорошо, как может показаться: из 18 испытательных перехватов лишь 9 оказались удачными. И это при том, что всё происходило в „тепличных“ условиях — заранее было известно, какая будет применяться цель, с какого направления, когда и т.п. В испытаниях использовалась боевая часть ракеты Minuteman III, не имеющая дееспособных систем противодействия ПРО. Соответственно, данной системе требуются ещё многие годы доработок, прежде чем она сможет надёжно перехватывать даже относительно „простые“ боеголовки. Про боевые части современных российских МБР говорить даже не приходится. Правда, стоит отметить, что сама концепция имеет и преимущества — при обеспечении мощного сплошного радиолокационного поля над большей частью Земли теоретически возможен перехват МБР в любой точке её траектории, так как EKV разгоняется до скоростей выше 1-й космической и может лететь по орбите.

Гонка вооружений: Россия переходит к симметричным ответам

Из вышеперечисленных фактов по американским системам и имеющейся информации по российским разработкам можно попробовать предположить какие же новинки нас ждут в будущем.

С-500 — вероятный аналог THAAD. Озвученные ранее в СМИ предполагаемые цели данной системы близки к таковым у американского комплекса. Однако, перспективная российская система будет заточена также под борьбу с гиперзвуковыми крылатыми ракетами, которые активно разрабатывают США, и будет обладать возможностью перехвата боевых частей МБР на конечном участке полёта. По попадавшим в СМИ данным, С-500 сможет бороться одновременно с 10 целями, летящими со скоростью до 7 км/с, на высотах до 200 км и на расстояниях до 600 км. То есть перспективная система действительно по всем параметрам превосходит американского конкурента, как и сказал Павел Созинов. Открытым остаётся вопрос: будет ли в системе С-500 осуществляться кинетический перехват или же будет использоваться традиционная шрапнельная БЧ? Высока вероятность, что противоракета будет создана на базе таковой системы ПРО „Москва А-135“. „Ближняя“ ракета этого комплекса 53Т6 Gazelle перехватывает цели на дальностях до 100 км и высоте до 30 км. Эти ракеты, массой 10 тонн, обладают поразительными скоростными характеристиками — всего за 3-4 секунды ракета набирает максимальную скорость, которая, по разным данным, составляет от 4 до 5,5 километра в секунду, что позволяет при внесении технических изменений использовать их на заметно больших дальностях.

Перспективная система стратегической ПРО РФ — вот тут и начинаются настоящие загадки. Никакой информации о принципиально новой системе ПРО такого масштаба, как GMD, да ещё и мобильной, ранее не появлялось. Известно, что в стадии испытаний находится развитие системы ПРО А-135 — А-235 „Самолёт-М“, но никакой конкретики по этому комплексу пока нет. Предполагалось, что А-235 будет представлять собой противоракеты, подобные таковым у А-135, с обновленной электроникой и повышенной точностью, что позволит не использовать больше тактические ядерные заряды для перехвата боеголовок противника. Однако, теперь в этом возникают сомнения — возможно, изменения тут намного серьёзней. Или же речь идёт о совсем новом проекте. Стоит рассмотреть оба сценария.

Гонка вооружений: Россия переходит к симметричным ответам

1) Всё новое — хорошо забытое старое.

Можно предположить, что новая противоракета — современная реинкарнация 51Т6 „Азов“. Она раньше входила в систему А-135 и являлась её „длинной рукой“, обладая возможностью уничтожать цели на расстояниях до 600 км (по некоторым источникам — 850км). При использовании современных технологий показатели можно заметно улучшить. Тем не менее назвать такую систему аналогом GMD можно с большой натяжкой, хотя она может быть вполне эффективна.

2) Противоракета на основе МБР „Тополь-М“/»Ярс"

В отличие от американцев, РФ имеет в своем арсенале ракеты-носители мобильного базирования. Это позволяет создать систему, подобную GMD, обладающую огромным преимуществом — свободным и быстрым передвижением, что делает её почти неуязвимой для противника. Суть проекта может заключаться в установке на мобильную ракету-носитель противоракеты аналога EKV. Или же может быть реализован более традиционный «ядерный» или «шрапнельный» перехват.

Последствия и выводы

Фактически РФ данным действием ещё активнее вовлекается во вновь разгорающуюся гонку вооружений. Для того чтобы понять, каких денег стоит разработка подобных систем, стоит назвать сумму, затраченную США на создание пока даже нормально не функционирующей GMD. А это, между прочим, 40 миллиардов долларов. Так что нашей стране определённо предстоят годы, а может, и десятки лет постоянно возрастающих затрат на создание и производство новых вооружений. Фактически теперь РФ отвечает США не только асимметрично, развивая ударные вооружения, но и симметрично — пытаясь догнать и перегнать конкурента в сфере противоракетной обороны. Не будет удивительным в будущем обнаружить элементы ПРО РФ, дислоцированные в странах ОДКБ, а возможно, и в какой-нибудь из южноамериканских стран. Более того, по-видимому, никаких других способов «договориться» с заклятыми «партнёрами» нет — более 20 лет попыток сделать это прошли даром. США не нужны друзья или равные партнёры, им нужны сателлиты и только. И Россия с этой ролью не смирится.

Леонид Нерсисян

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 18).

Категории:

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА