За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя

_______________

История  русского  воинства  полна примеров жертвенности. Совсем недавно все мы были искренне восхищены подвигом майора Сергея Солнечникова, без раздумий бросившегося на готовую взорваться гранату  и  спасшего жизни своих бойцов. Подвиг майора наглядно продемонстрировал, что несмотря на всю то зло, которое творится вокруг нас, в мире остаётся место  и  чистому жертвенному подвигу – среди нас живёт немало людей, готовых положить «душу свою за други своя»,  и  это обстоятельство не может не вселять в наши души живую надежду на лучшее.

История  русского  воинского братства  и  готовности к христианскому самопожертвованию уходит своими корнями в далёкое Средневековье. Воплощенными символами воинского самопожертвования стали  русские  богатыри  Пересвет  и  Ослябя . Как известно, они были монахами  и  не были обязаны воевать – казалось бы, не за тем они ушли в монастырь, чтобы вновь взять в руки оружие  и  рисковать своей жизнью (оба инока в миру были профессиональными военными).

За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя

 



 

18 августа 1380 года Святой благоверный князь московский Дмитрий Донской просил у Преподобного Сергия Радонежского благословение на будущую битву,  и  он дал князю в подкрепление двух послушников Троице-Сергиевого монастыря. В ряды войска князя Дмитрия были призваны иноки  Андрей  Ослябя  и  Александр  Пересвет . Преподобный Сергий благословил своих монахов на борьбу за веру Христову и за всё  православное  христианство, вооружив их животворящим Крестом Господнем, вышитым на схимах монахов-воинов.

Утром 21 (8) сентября, в день праздника Рождества Богородицы, сражение началось с поединка  богатырей . Со стороны  русских  в поединке участвовал  Александр  Пересвет , облачённый в одну лишь монашескую схиму и не защищенный металлическими латами. Его противником со стороны татар был легендарный  богатырь  Челубей (Темир-мурза), с ног до головы защищенный бронёй из кольчуг. Исход битвы двух  богатырей  был ничейным: противники одновременно пронзили друг друга копьём, что было воспринято воинами с обеих сторон как знак начинающейся долгой и кровопролитной битвы. Тем не менее, исход поединка «вничью» и мужество  Пересвета  – пример воинской добродетели  богатыря , положившегося свою жизнь «за други своя» необычайно воодушевил  русские  войска.

За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Как только Челубей был повержен, мощная ордынская конница двинулась вперёд и продавила позиции передового полка. На помощь бойцам передового полка пришёл резерв,  и  главный удар ордынцев был перенесён на левый фланг. Положение спас засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ждавший своего часа в соседней дубраве, он ударил ордынской коннице во фланг  и  тыл, чем  и  решил исход всей битвы. Ордынское войско во главе с ханом Мамаем было обращено в бегство. Воинов, павших на Куликовом поле хоронили в течение долгих восьми дней. Тело павшего  богатыря  Александа  Пересвета  было привезено в Москву  и  погребено в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре, который был основан за 10 лет до Куликовской битвы, в 1370 году.

 Андрей  Ослябя , также павший в бою на Куликовом поле, похоронен рядом с  Александром  Пересветом . В 1509 году вместо старого деревянного храма Рождества Богородицы возводится каменный, а над могилы  богатырей  были обустроены самым основательным образом. Место погребения героев Куликовской битвы всегда пользовалось на Руси особым почитанием, а сами они были причислены к лику святых.

За други своя… Легенды русского воинства – православные богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Грянула революция, а за ней  и  Гражданская война. Наступила эпоха богоборчества, начала переписываться  русская  история. Через несколько лет после прихода к власти богоборцев, в 1928 году храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре, где захоронены древние герои, был закрыт. Их могилы оказались на территории основанного на этом месте завода «Динамо». По свидетельствам историков, надгробия святых воинов использовались в качестве платформы для электромотора. Роль участия Пересвета  и  Осляби в Куликовской битве, равно как  и  историческая достоверность их личностей не раз подвергалась  и  продолжает подвергаться сомнению по сей день. Попытки извращения истории освобождения Руси от татаро-монгольского ига сродни попыткам перевирания истории Великой Отечественной войны, поскольку они исходят из одних  и  тех же источников. Подробнее об этом читайте здесь http://www.pravoslavie.ru/answers/6989.htm/. Одновременно стоит отметить, что имена монахов-воинов не были преданы окончательному забвению  и  упоминались в советских учебниках по истории,  и  историческая, человеческая  и  христианская справедливость рано или поздно должна была восторжествовать. В 1980 году праздновалось 600-летие Куликовской битвы,  и  могилы русских православных богатырей Александра  Пересвета  и  Андрея  Осляби были объявлены историческими памятниками, находящимися под защитой государства. В годовщину 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году, храм Рождества Богородицы был отторгнут от завода  и  открыт для посещений. Пусть имена древних героев  и  святых  Александра  Пересвета  и  Андрея  Осляби славятся в веках, продолжая оставаться примером воинской доблести, патриотизма  и  любви к ближнему.

Автор Вениамин Ключ

 http://topwar.ru/14356-za-drugi-svoya-legendy-russkogo-voinstva-pravoslavnye-bogatyri-aleksandr-peresvet-i-andrey-oslyabya.html

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 1 (1 голос).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА