Самоубийственной и губительной назвал газовую политику ЕС австрийский портал NEOPresse. Ссылаясь на данные британских экспертов, журналисты показывают, что в будущем зависимость стран Европы от импортного “голубого топлива” лишь возрастет, и при таких тенденциях ссориться с Россией - чистой воды суицид.
Энергетическая политика Евросоюза губительна для Европы. Исследование, проведённое British Petroleum Group (BP) доказывает, что в 2035 году Европейский союз будет импортировать на 49% больше газа, чем в 2012 году. И зависимость от импортного газа с 66% в 2012 увеличится до 84% в 2035 году. По вопросам энергетики ЕС также существует исследование: «Energy Road Map 2050».
Интересно, что исследование, проведенное ЕС показывает низкий спрос на импортный газ, по сравнению с исследованием British Petroleum. В то время как оба согласны, что спрос на нефть будет падать. Какое исследование окажется верным покажет время. Но исследование ВР схоже с исследованием в области энергетики Оксфордского университета.
На этом графике видно, как сильно страны Европейского Союза зависят от импорта энергоносителей. Хотя эти цифры отражают ситуацию в 2009 году, общая ситуация в 2014 году практически не изменилась. Кроме всего прочего, на графике видно, какую важную роль в снабжении энергоносителями играет Россия.
Хотя Германия и не относится к числу стран, которые импортируют более 80% энергии, но зависимость на более чем 60% так же раскрывает риски экономического локомотива Европы. Проблема в том, что в импорте газа никаких реальных альтернатив России нет. Нет другого такого эквивалентного поставщика, который мог бы заменить российские поставки.
Американцы, хотя они почти ничего общего с этим проектом не имеют, оказывают давление на Европейский союз, призывая их отдавать предпочтение газовой трубе Nabucco вместо российского газа. Брюссель специально для этого назначил координатора, который вместе с транзитными странами и американцами должны были следить за проектом. Nabucco должен был поставлять газ из месторождений Шах-Дениз в Азербайджане, через Грузию в Турцию и через Балканы в Австрию. Самая большая проблема с Nabucco, однако, была в том, что Азербайджан не может поставлять столько газа, сколько Nabucco может транспортировать, что бы проект окупился. В 2009 году Иран сообщил что, они с радостью готовы предложить поставки иранского газа, что бы реализовать проект и сделать его выгодным. Но под давлением Вашингтона Брюссель устранил эту возможность, так что Nabucco и сегодня существует только на бумаге.
В то время как Вашингтон и Брюссель ломали голову над проектом Nabucco, Москва предложила свой проект, чтобы обойти транзит через Украину, как ненадёжного партнёра и поставлять достаточно газа через юго-восточную Европу, в том числе и в Австрию. Но в Брюсселе, и конечно уж точно в Вашингтоне, об этом ничего не хотели слышать. Латвийский комиссар ЕС по энергетике, Андрис Пиебалгс, заверил американцев, что Брюссель не даст проекту «Южный поток» «статус проекта европейского интереса». Но сказал, что переговоры с Москвой они вести будут, что бы использовать их в качестве связи в переговорах с Турцией.
Когда в 2008 году быстро стало ясно, что Южный поток России оказался на шаг впереди и итальянская энергетическая компании ENI станут важными партнёрами в ЕС, в Брюсселе и Вашингтоне стали бить тревогу. Ни в коем случае стратеги в Вашингтоне не хотели признавать, что как в Украине, так и в Европе их опережает Россия. Из документов WikiLeaks выясняется, что Вашингтон, в связи с кооперацией ENI в разработке проекта, пытался оказать давление на итальянское правительство, поскольку концерн на 30% принадлежит итальянскому государству.
В документе говорится, что «правительство США недовольны сотрудничеством с Газпромом». В другом документе говорится о влиянии правительства США на правительство Италии, и что это влияние должно быть использовано для «определения новых интересов компании ENI, чтобы появилась иная точка зрения в итальянской и европейской энергетической безопасности». Что означает не что иное, что ENI отменяет проект с Россией и вместо этого начинает проект с Америкой.
В Брюсселе, комиссар ЕС по энергетике, Пиебалгс, отчаянно пытался сохранить проект Nabucco и искал выходы на дополнительный газ. Речь шла о туркменском газе, но это не удалось из-за отказа Турции. Оставался только Катар и так называемый «Южный коридор». Поэтому Пиебалгс обратился к американцам за помощью для создания «Южного коридора». Поскольку он должен был проходить через те страны, где в Брюсселе думали, что они находятся под влиянием американцев, намного больше, чем под влиянием Брюсселя: Египет, Катар, Израиль.
Теоретически была возможность для проекта Nabucco заменить иранский газ. Можно было присоединить к существующему Арабскому газопроводу (AGP), который поставляет египетский газ через Иорданию в Сирию и Ливан (и по подводному трубопроводу в Израиль), новый трубопровод из Катара. Расширение до Турции было бы легко организовать для осуществления Nabucco. Но весь сценарий испортила Сирия, где Башир аль-Асад подписал совершенно другой проект: строительство газопровода Иран-Ирак Сирия. Что произошло потом, мы отлично знаем...
В то время как ЕС и США искали возможности реализации проекта Nabucco, Россия воплотила южный поток. Страны в Юго-Восточной Европе одна за другой были очень заинтересованы в проекте и рекомендовались в качестве транзитной страны для того, чтобы заработать миллионы за ежегодные транзитные платежи, которые должны были пополнить пустую государственную казну этих стран. Даже Турция перестала торговаться в переговорах о проектах, чтобы получить лучшее предложение. В 2009 году Анкара и Москва договорились о сотрудничестве. В то же время турки обещали комиссару ЕС по энергетике, что не будут прерывать проект Nabucco. Если Брюссель найдёт достаточно газа, можно будет возобновить переговоры. До этого времени Турция получит из России нефтеперегонный завод и СПГ-терминал для переработки сжиженного нефтяного газа в турецком средиземноморском порту Джейхан.
В то время как основные бенефициары проекта Nabucco, в роли потребителей и разработчиков, Берлин и Париж, поняли, что шансы реализовать многомиллиардный проект уходят, правительства Ангелы Меркель и Николя Саркози разработали план, как они могут препятствовать России для проведения трубопровода Южный поток.
Хотя эти новые директивы Евросоюза обговаривались с 2007 года, Берлин и Париж только в 2009 году предложил так называемый «Третий пакет с Директивой по газу 2009/73» (Third Package Gas Directive 2009/73) Европейскому парламенту на утверждение. В этой директиве, говорится в общих чертах о том, что в Европе не должно появиться никакой газовой монополии. Поставщик газа в ЕС не может одновременно быть владельцем газа и трубопровода. Именно эта директива теперь применяется и к проекту Южный поток, хотя проект был принят двумя годами раньше и были подписаны соответствующие контракты. Что интересно, проект северный поток был исключен из этого нововведения. Понятно, что подвигло Меркель и Саркози на этот раз: они сами хотели контролировать трубопровод, и вырвать его из рук Газпрома. Россия должна поставлять газ в только Европу, никуда больше. Конечно, эта директива ЕС была направлена на ослабление российского влияния в некоторых странах Восточной Европы. Неудивительно, что Россия подала жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО) против такой практики ЕС.
Так называемая «Арабская весна» вызвала в Европе не только страх потери делового партнера ЕС в Египте и Тунисе (Хосни Мубарак и Зайн аль-Абидин бен Али были изгнаны), но и реальную «весеннюю лихорадку». Тем более, после того как также в Сирии, хотя и с задержкой, и внешней помощью, начались протесты против коррупции в правительстве Башира аль-Асада. В Сирии не было революции, как в Египте или Тунисе. Каждая не спланированная, народное восстание против властвующих правителей начинается в столице, а не где-нибудь на периферии. Это мы наблюдали в Египте и Тунисе, где революции начались в Каире и Тунисе, а затем перешли и на периферию. В Сирии всё было иначе. То, что мы там наблюдали, это была не революция, а обоснованные протесты против определённых правительственных органов, а не против целого правительства. Именно поэтому, эти протесты начались в маленьком городке Деръа, а не в Дамаске. И вот почему Свободная сирийская армия (FSA), которая была основана всего три месяца после начала протестов (что было бы невозможно без помощи и длительного планирования извне) очень быстро распалась и оставила поле боя ваххабитским экстремистам.
Когда в Сирии начались протесты, партии самого разного направления, по разным мотивам вдруг стали сотрудничать. В течение очень короткого времени почти во всех западных столицах единогласно звучало: «Асад должен уйти». Особенно после того, как 25 июля 2011 года, в день, когда Башар Асад на церемонии публично объявил о подписании контракта на газопровод Иран – Ирак – Сирия. Это положило конец планам ЕС (иТурции). Призывы свергнуть Асада становились всё громче и как по совпадению, была мобилизована Свободная сирийская армия (FSA).
Брюссель надеется на «южный газовый коридор»
Неожиданно у Брюсселя снова появилась надежда на «южный коридор». После свержения Хосни Мубарака, впервые в истории Египта, представитель Братьев-мусульман Мохаммед Мурси был избран президентом демократическим путём. Хотя диктатор Мубарак был в Европе желанным гостем, и он также хорошо отвечал, за «холодный мир» с Израилем, Мурси имел лучший доступ к Турции. Мурси и Эрдогана связывали идейная близость Братьев-мусульман и турецкой правящей партии Эрдогана, ПСР. Оба правителя рассматривали президента Сирии Асада как «врага ислама», так что Мурси тоже спелся с хором «Асад должен уйти». Он также способствовал тому, что правящие в Палестинском секторе Газа боевики ХАМАС восстали против своего бывшего сирийского покровителя.
Хотя Мурси принадлежал к братьям мусульманам, и считал Израиль, идеологическим врагом, он был достаточно реалистичен, чтобы не поставить под угрозу экономическое сотрудничество между двумя странами. Это действовало, конечно, и по отношению газа, который шел из Египта в Израиль.
В это время, компания Texas Noble Energy обнаружила газ у берегов Израиля. Первое крупное газовое месторождение Тамар изначально было предназначено для личного использования Израиля. Вскоре после этого, Noble Energy обнаружила ещё одно газовое месторождение на западе от Тамар, который вскоре стал самым большим запасом газа всего Средиземноморского региона. Не только Израиль, но и палестинцы нашли на своей территории запасы газа, который быстро оказался дамокловым мечом. В территориальных водах сектора Газа, тоже есть два небольших газовых месторождения, которые для такой маленькой страны, как Палестина на вес золота. Но проблема состоит в том, что Израиль, выкачивая палестинские природные ресурсы, не хочет делиться и газом.
Для Брюсселя, это показалось геополитическим чудом. В Израиле находились огромные запасы газа, в секторе Газа, раздражающий Брюссель Хамас лишился международного покровителя. Газ, который должен достаться палестинцам, отошёл к Израилю. Наконец, человек, который мешал продвижению строительства «Южного коридора», и был виноват в том, что для проекта Nabucco все еще не хватает газа, был, почти свергнут. Всё снова шло по плану?
После всего лишь года правления президент Египта Мурси был свергнут министром обороны Абд аль-Фаттах аль-Сиси, которого он сам назначил на эту должность для того, чтобы ослабить военную касту Мубарака. Этот переворот против Мурси вновь изменил все политические силы на Ближнем Востоке. Премьер-министр Турции Эрдоган отказался признать правительство аль-Сиси и даже назвал его «незаконным тираном». Такое отношение не имело ничего общего с переворотом, а означало, что этот переворот закончил эру турецкого влияния от Балкан до Нила. Вместо египетско-турецкой линии, которая стремилась привести к смене власти в Сирии, после повторного переворота в Каире, Эрдоган неожиданно оказался в кругу врагов, а не друзей. «Сиси и Асад одинаковы», сетовал он. Даже если новый сильный человек Нила не приходится явным другом Башира Асада из-за его финансового покровительства из дома Аль-Сауд, он затрудняет положение Западу и всем, кто хочет вести войну против Асада и свергнуть его.
Провести южный коридор через Сирию? Без проблем, но, только с избранным правительством в Сирии. И в настоящий момент это правительство Асада, независимо от такого как прошли последние выборы. Неудивительно, что ни в Анкаре, ни в Брюсселе не рады такому развитию событий. В частности, для энергетической политики Брюсселя это оказалось большим ударом, потому что уйти от зависимости России так и не получилось.
В комиссариате ЕС по энергетике - в том числе и комиссар Гюнтер Эттингер мечтали об альтернативах из Средиземного моря. В июле 2014 года, Эттингер заявил, что ЕС поддерживает «развитие средиземноморских нефтяных и газовых ресурсов для обеспечения устойчивого и доступного энергоснабжения».
То, что Гюнтер Эттингер имел ввиду, это ничто иное, как модифицированная форма «южного коридора» через Сирию и Турцию. Газ должен поступать из Израиля и Кипра. Обоими месторождениями занимается техасская компания Noble Energy. Дальнейший план, это строение трубопровода, соединяющего Израиль и Кипр. Дальше газ передаётся в соседний турецкий Джейхан, из которого он где он пойдёт в центральную Европу. Самая большая проблема, сейчас однако, состоит в том, что ни в одном, ни в другом месторождении сейчас газ не добывается. В Израиле, это может даже занять годы, пока это произойдет, если вообще произойдёт. Израильский Верховный суд отменил лицензию на добычу нефти для Noble Energy и ее израильского партнера Delek, потому что две компании образуют газовую монополию.
Это, конечно, были не единственные проблемы Гюнтера Эттингера. Часть газового месторождения Кипра также принадлежит Турции, поэтому Анкара заранее заявила, что не утвердит трубопровод ни с Израиля, ни с Кипра. Перед решением Верховного суда планировали проложить прямой трубопровод из Израиля в ЕС. Первые лоббисты отправились в Брюссель, чтобы осведомить комиссара ЕС по энергетике о строительстве прямого трубопровода из Израиля, который, конечно, был встречен с энтузиазмом. Но через несколько дней лоббирования, а также несколько дней до рокового решения Верховного суда в Израиле, публикация «German Marshall Fund of the United States» шокировала министров энергетики. Такой подводный трубопровод через Средиземное море вообще не является прибыльным и связан с высокими техническими трудностями. Исследование также показало, что скорее всего, Израиль и Кипр вообще не смогут добывать достаточное количество газа. Еще до того как добыли первый кубометр газа, Израиль и Кипр уже поделили доли между собой. Для «средиземноморского устойчивого и доступного энергоснабжения» Эттингера в итоге, остаётся та же самая проблема что и у проекта Nabucco его предшественника Пиебалгса: газа нет.
Турция смеется последней
В то время как ЕС почти безразлично относится к ее основному источнику энергии, России, в связи с политикой на Украине, которую диктуют США, все альтернативные планы провалились.
Когда Путин шокировал Европу, объявив о прекращении строительства газопровода Южный поток, в частности немецкие политики были убеждены, что это, конечно, все происходит из-за санкций и этот путь правильный. New York Times сообщило о «дипломатическом поражении» Путина. И хуже всего то, что этого всего могло вообще не произойти. Но из-за чрезмерного контроля и мании величия в Брюсселе, и как это ни парадоксально отношение к власти политики Вашингтона, произошло. Брюссель посчитал, что Россия нуждается в европейском рынке больше, а не наоборот.
Но, очевидно, что Путин всех перехитрил. Вместо того, чтобы продавать газ напрямую в Европу, он поставляет такое же количество газа в Турцию, на точно такой же газопровод, который был запланирован для Европы. Миллиарды были затрачены на проектирование и строительство. То есть всё было не напрасно. А что произойдёт с газом потом, Путина не интересует. Конечно, этот газ рано или поздно дойдёт до Европы, но уже по другой цене. Для Турции это неожиданный поворот. Эрдоган был почти проигравшим и в одночасье, благодаря европейской необдуманной энергетической политики, теперь смеётся последним.