Долги, деньги и война

_______________

Долги, деньги и война

Запад больше не будет спасать Украину от дефолта

Обострение военных действий в Донбассе на некоторое время отвлекло внимание общества от критического положения в украинской экономике. Тем временем, ситуация продолжает ухудшаться рекордными темпами. Бывший заместитель председателя «Нацбанка» Украины Сергей Яременко 29 января заявил, что если ничего не изменится, развал украинской финансовой системы неизбежен. «Каждый вкладчик будет стремиться опередить банк, чтобы вынуть вклад и успеть купить валюту еще по сегодняшнему курсу», – уверен аналитик. При этом он подчеркивает, что правительство действует в рамках кредитной программы, разработанной Международным валютным фондом, вот только жесткие условия еще больше тянут экономику вниз.

Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов в тот же день сделал свой неутешительный прогноз по курсу гривны. По его мнению, украинская валюта может падать до тех пор, пока на Украине продолжаются военные действия. «Страна абсолютно неспособна экономически вести войну, а, значит, война должна быть остановлена», - заявил Суслов.

Ухудшение наблюдается по всем показателям. Например, за год Украина потеряла полтора миллиона рабочих мест. Для сравнения, в 2008 году было утрачено 970 тысяч, которые довольно быстро удалось восстановить. Глава Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой на пресс-конференции, посвященной остановке такого знакового завода, как «Южмаш», заявил, что государство больше не может позволить себе такие производства. Он спрогнозировал, что если падение промышленности продолжится, будут и забастовки, и бунты. В то же время, теневой сектор экономики, по прогнозам экспертов, до конца года может вырасти до 50%. Для сравнения, в 2013 году, когда украинцы вышли на майдан, якобы, чтобы победить коррупцию, этот показатель составлял 35%.

МВФ ведет с украинским правительством долгие и мучительные переговоры о предоставлении очередного транша кредита «стенд-бай». Показатели настолько ухудшились по сравнению с тем, что было прописано в договоре всего год назад, что директор МВФ Кристин Лагард допустила пересмотр условий соглашения. Косвенным свидетельством того, в какой серьезный кризис погрузилась украинская экономика, могут стать и участившиеся призывы известного финансиста Джорджа Сороса к Западу немедленно выделить Киеву десятки миллиардов долларов. В совместной статье с французским философом Бернаром-Анри Леви, растиражированной многими европейскими изданиями, в том числе французской Libération и немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung, «меценат» призывает Запад срочно помочь деньгами Украине, так как «в ближайшие дни все решится». «Не только будущее Украины находится под угрозой, но и будущее Европейского Союза. Потеря Украины будет огромной потерей для Европы. Это позволит России расщепить Европейский Союз и доминировать», - традиционно пугают Сорос и Леви.

Впрочем, не нужно быть экономистом, чтобы понять, что ситуация в стране критическая. Граждане Украины замечают ухудшение по собственному кошельку. Например, согласно недавнему опросу, 44% украинских потребителей сократили потребление цитрусовых фруктов в 2014 году, так как не могут их себе позволит.

Понятно, что в таких условиях военные действия на Востоке Украины ложатся на украинскую экономику неподъемным грузом. Даже Петр Порошенко признавал, что каждый день войны обходится бюджету в 10 млн. долл. Может ли угроза дефолта, которая становится с каждым днем все реальней, принудить Киев начать мирные переговоры и отказаться от военной операции в Донбассе или милитаристская машина не остановится, пока экономика окончательно не погрузится в хаос?

- Впервые за всю историю Украины показатель ее чистых золотовалютных резервов, а именно его оценивает МВФ, стал отрицательным, - сообщает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Дело в том, что данные по резервам, которые обычно приводит НБУ, можно назвать «брутто». Если из этой суммы вычесть весь госдолг, который страна должна погасить в 2015 году, в декабре этот показатель впервые стал отрицательным. Такого не было даже в 90-е годы. У нас даже формально не хватает золотовалютных резервов, чтобы рассчитаться по обязательствам, и это крайне отрицательный показатель.

«СП»: - Значит, сейчас кризис уже серьезней, чем в 90-е?

- В 90-х наши золотовалютные резервы были гораздо скромнее, но и долгов было меньше. Резервы составляли миллиард долларов, а долгов было всего 10 миллионов. Сейчас резервы составляют 7,5 миллиарда, а заплатить нужно 7,8 миллиарда. Причем это только государственный долг. Задолженности компаний – это уже проблема бизнеса. Судя по всему, сейчас так тяжело ведутся переговоры с МВФ именно потому, что резервов не хватает.

«СП»: - Еще недавно аналитики склонялись к тому, что Запад не допустит официального дефолта на Украине. А что сейчас?

- Сложно сказать, но я вполне допускаю вероятность дефолта. Госпожа Лагард заявила, что она рассматривает предоставление дополнительного финансирования после завершения военного конфликта на Украине. Когда МВФ давал деньги в 2014 году, были надежды, что события в Донбассе закончатся за месяц. Но мы видим, что это не так. Изначально в МВФ прогнозировали, что чистые золотовалютные резервы на конец 2014 года составят 19,5 млрд. долл. Но все показатели, по которым они считали, просто рухнули. Если боевые действия продолжатся, вероятно, что Украина этот кредит вообще никогда не отдаст. Для МВФ это болезненный вопрос, они не имеют права давать безвозвратные кредиты. Поэтому если они и дадут сейчас кредит, то одним из принципиальных условий будет мир. И не исключено, что Фонд подпишет контракт на 26 миллиардов, но транш выдадут только после того, как установится стабильность на территории Украины.

«СП»: - Экономический кризис может подтолкнуть Киев и Запад к компромиссу?

- Это заявление Лагард можно трактовать именно так. Ее тоже можно понять – если наступит стабильность, есть надежда, что Украина рассчитается по долгам. Да, 2015 будет тяжелым, но уже в 2016 может начаться какой-то экономический рост. Если конфликт не прекратится, то даже если Украине дадут 15 млрд., она не сможет их вернуть.

«СП»: - Джордж Сорос в очередной раз призвал Запад выделить миллиарды Украине, чтобы «защитить демократию». Услышат ли этот призыв?

- Сорос любит пиариться и делать разные заявления, но не он принимает финансовые решения. Думаю, не очень большая тайна, что сейчас Евросоюз занят Грецией. Если еще полгода назад ЕС как-то обращал внимание на Украину, то сейчас она ему вообще не интересна. Вряд ли они будут помогать финансово Украине, когда у них под боком есть более серьезная проблема. Сейчас они бросят на Грецию все силы и средства. Фактически, у Киева остался единственный союзник, который и затеял все это, – США.

Возможно, заявление Лагард – это хитрая политическая игра. Бараку Обаме сложно сказать, что пора прекращать войну, потому что именно он приказал ее начать. Поэтому он решил разыграть, что сам-то он за продолжение войны на Востоке, но вот финансовые структуры против. Понятно, что война убивает экономику, убивает людей. Да и вообще, по уставу МВФ они не дают деньги странам, которые находятся в состоянии войны. Но на Украине официально не боевые действия, а «антитеррористическая операция». Хотя если мы посмотрим на количество жертв и суммы, которые тратятся на нее, это война.

«СП»: - Украинское правительство выполняет все требования МВФ, но экономическая ситуация только ухудшается. Стоит ли вообще их выполнять?

- Правительство Украины действительно выполняет условия Фонда – они повысили тарифы ЖКХ, ввели новый налог на депозиты, заморозили заработную плату и пенсии. Результат отрицательный. На сегодняшний день власти стали заложником МВФ. Они думают не об украинцах, а исключительно о требованиях МВФ. Даже премьер-министр проговорился, что если миссия МВФ скажет переписать бюджет, они это сделают. Но бюджет должны принимать депутаты, а не МВФ.

«СП»: - Можно ли сказать, что кризис уже достиг дна?

- По сравнению с началом 90-х нынешний кризис пока слабее. Хотя 1998-й он уже превзошел.

Экономист и публицист Юрий Лукашин также не исключает, что страна скоро может погрузиться в экономический хаос, так как Европа больше не может поддерживать «младших братьев» из-за собственных проблем.

- Складывается ощущение, что с начала прошлого года, когда произошла их великая «перемога», новым украинским властям был дан некий лимит времени, карт-бланш до лета. Возможно, потом его продлили, и продолжили выделять финансирование. Совокупно МВФ и западные страны предоставили около 8 млрд. долл. Правда, параллельно Киеву за весь прошлый год пришлось вернуть по старым долгам 9 млрд. По большому счету, кредиты дали, чтобы вернули проценты по предыдущим долгам.

Но сейчас, похоже, на Западе нет, во-первых, единства в отношении Украины, а во-вторых, просто нет свободных денег. У них огромное количество своих кризисных регионов, например, вся южная Европа. Достаточно посмотреть на Грецию. Но колоссальные проблемы также в Италии, Португалии, Испании, да и во Франции не все так хорошо. А Украине, это признает даже Сорос, нужны колоссальные средства – 20-40 миллиардов, а на самом деле еще больше, причем каждый год. Эти деньги должны заместить Украине всю экспортную выручку, которую она получала от торговли на рынках России и всего СНГ. За прошлый год Украина потеряла минимум 15 млрд. долл. только на экспорте в РФ. А по рынкам СНГ потери еще более серьезны.

Все это нужно как-то компенсировать, в экономике колоссальные дыры, нужно гасить огромный госдолг. Государственный дог на сегодняшний день составляет около 70 млрд. долл. Причем примерно три четверти именно в валюте. Помимо этого существует корпоративный долг – долги банков и корпораций. По разным оценкам это еще около 100 млрд. долл. Эксперты говорят, что в этом году нужно по госдолгу вернуть около 8 млрд. долл., хотя сайте Минфина есть документ, в котором фигурирует сумма в 132 млрд. грн., но по курсу 8 грн. за доллар. Если пересчитать по нынешнему курсу черного рынка, на который перешло 80% всех валютных сделок, это уже 16 млрд. долл. То есть только в текущем году нужно вернуть от 8 до 16 млрд. долл. по госдолгу и от 10 до 12 млрд. по корпоративному. Для сравнения, весь украинский ВВП из-за девальвации сейчас сократился в два с половиной раза и составляет около 70 млрд. долл.

«СП»: - Значит, дефолт реален?

- Самая важная цифра это соотношение долгов к уровню ВВП. Оно на сегодня составляет 250 и более процентов. С таким уровнем долгов еще никакая страна мира не избегала дефолта. Либо ее поддерживают по политическим причинам, либо она летит в экономическую пропасть, которая сопровождается колоссальной безработицей, большой нестабильностью, необходимостью провести деноминацию валюты. Начнется экономический хаос, по сути то, что все мы испытывали в начале 90-х. Поскольку цены будут расти быстро, может быть, нужно будет вводить систему талонов на основные продукты питания и потребительские товары.

Все это очень серьезно. Даже многие респектабельные украинские эксперты, например, Олег Устенко, начали публично говорить о том, что проблемы очень близко. В ближайшие месяцы Украине, возможно, придется объявить технический дефолт. Полторы-две недели назад Минфин сделал заявление о том, что Украина хотела бы провести переговоры с внешними кредиторами о реструктуризации долгов. Это процедура, которую обычно проходят страны, которые готовятся к дефолту.

«СП»: - Ну а как же поддержка Западом «молодой демократии»?

- Видимо, там поняли, что проект крайне затратный. Да и вообще, Запад делал майдан не для того, чтобы кормить Украину. Если мы говорим о США, они понимают, что содержать все это дорого, и хотят воспользоваться хаосом в чисто геополитических целях. Украина выполняет роль тарана, клина в геополитическом подбрюшье России.

Что касается Евросоюза, у них сейчас нет свободных денег. Если даже дадут Украине 20-40 миллиардов, правительство продержится год, а потом все рухнет. Оно может рухнуть либо сегодня, либо осенью, когда начнется подготовка к зиме, и снова нужно будет осуществлять выплаты по газу. Выделять каждый год 10-15 млрд. ЕС не может. Видимо, Украине и Западу придется как-то «сматывать удочки» и пытаться выйти из этой ситуации, не теряя лицо. Возможно, они будут договариваться с Российской Федерацией, чтобы она частично брала издержки на себя. Вот такая патовая ситуация.

«СП»: - Почему тогда в Киеве не отходят от воинственной риторики, они не понимают, в какой ситуации оказались?

- Не знаю, понимают ли это в Киеве, но в Вашингтоне, конечно, понимают. Однако они оказались в ситуации цугцванга, когда каждый ход приносит только плохой результат. С одной стороны, без Донбасса украинская экономика рухнет, так как оттуда шла основная часть валютных поступлений. С другой, понимают, что военным способом вернуть его уже не удастся.

Знаете, есть еще одна версия, что Киев, ощущая приход полной катастрофы в сфере экономики и госфинансов, сознательно обострил ситуацию на фронтах. Власть может попытаться списать все проблемы на войну и очередную «агрессию Россию». Западу они объяснят, что из-за войны не могут проводить реформы и попросят дополнительные средства. Возможно, они именно такие авантюристы. Если бы были благоразумными договороспособными людьми, вообще не довели бы ситуацию до того, что мы видим. Сели бы в начале года, договорились обо всем, провели конфедерализацию, поделили должности, как принято у нормальных людей. Но эти из десяти правильных ходов выбирают одиннадцатый - самый неправильный.

 

Фото: Юрий Мартьянов/ Коммерсантъ

Анна Седова

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 16).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА