Украинские и российские мифы и иллюзии

_________________

Пишет pavel_shipilin (pavel_shipilin)

Украинцы — не единственные, кто создали себе отдельную нацию и сочинили для нее историю. Есть такие умельцы и в других регионах, рассказывает греческий гид, русист Алексей Элпиадис. В создавшейся ситуации он винит не только малороссов, но и великороссов, и белорусов. И, по-моему, он прав: мы должны разделить вину поровну.

Фото Эрика Йоханссона.


Полезно посмотреть на себя со стороны, особенно если это критический взгляд профессионала. Алексей Элпиадис излагает знакомую нам историю нашей страны из Афин. «На написание данной статьи меня натолкнул вопрос моего 9-летнего сына. После просмотра новостей об Украине по греческому телевидению он притащил свой учебник по истории (сейчас они проходят период крещения Руси) и задал мне вопрос: папа, а кого мы крестили? Я, хоть и историк по образованию, не сразу сообразил, что ответить», — начинает свой рассказ Алексей.

На мой взгляд, ответить ему все же удалось.

О Киевской Руси, Малороссии и Галичине

•  Тезис «Украина не Россия» основан на трех исторических идолах: это Киевская Русь, Малороссия и Галичина. Их общая черта в том, что самобытность каждой формировалась вне границ Московского государства, а значит, там заложены истоки украинской идентичности.

•  Греки — единственный народ вне границ стран бывшей «Киевской Руси», где история ее крещения преподается в школах как часть нашей истории. Но в наших школьных книжках не используется термин «Киевская» в применении к Руси, потому как и сами жители этой страны, и народы-современники (например, греки) ее так не называли. История — это взгляд современника событий (то есть, для нас это взгляд из прошлого). Так вот, если Киевской ее не назвал ни Рюрик, ни Владимир, ни греческие епископы (они все современники событий), значит, она была просто Русь.


Если в прошлом веке на западе Украины люди гибли, чтобы остаться русскими, то сегодня их потомки гибнут и убивают, чтобы ничего общего с русскими не иметь.

•  Термин «Киевская Русь» впервые появился в научных трудах поздней царской России XIX века и только в эпоху СССР был официально принят в употребление. В новой украинской историографии он понимается как прото-Украина.

•  Русь (не Киевская) была крещена в младенческом возрасте, поэтому крещение сыграло важную роль в этногенезе. В греческих школьных книгах крещение Руси обозначается как «христианизация русского народа». С этим не согласятся приверженцы украинской самобытности, но мы, греки, лучше знаем, какой народ крестили.

•  Титул предстоятеля Церкви, который по-русски значится как «Всея Руси», на греческом языке звучит — митрополит (теперь уже патриарх) «Всех Россий», потому что Россий всегда было много. С этим уже не согласятся русские ура-патриоты, которые привыкли рассматривать историю русского народа только в рамках истории государства Российского, но это неправильно. Единственный случай, когда вся территория бывшей «Киевской Руси» вошла в состав одного государства, был период с 1939 года (присоединение Западной Украины) и до распада СССР.

•  Термин «Малая Россия» (Малороссия) был введен в употребление греческими епископами, в церковной юрисдикции которых (Константинопольский патриархат) до 1686 года находилась та часть русского народа, которая жила в составе Великого княжества Литовского и, впоследствии, Речи Посполитой. Поляки эту землю называли своей окраиной. То есть, то, что для поляков было Украина, для греческих епископов и для русского народа, который там жил, называлось Малая Россия.

•  После 1917 года греческий церковный термин Малая Россия и производные от него слова были практически выведены из историографического употребления и заменены на термин польского происхождения — Украина. Тем не менее, в прошлом малороссы украинцами себя не называли, и говорить об украинском прошлом малороссов нельзя, так как термин украинец в эпоху малороссов не был этническим. Географический термин «украина» встречается не только в Ипатьевской, но и во многих других летописях, но надо понимать, что средневековый термин kraina (как и okolie, okolica) — это исключительно географический (не этнический) термин.

•  Окраин было много, причем не только в русской или польской терминологиях. В Византии, например, были так называемые «акриты», субкультура крестьян-воинов, которые охраняли границы империи от арабов. Если перевести греческое слово «акритис» на русский язык, получится украинец (житель окраины).


Термин «Малая Россия» — не украинский и даже не русский, он административно-церковный, греческого происхождения. Соответственно, малороссы не «малость русские», они просто — русские.

О современной Украине

•  У Грушевского украинцы — это не географический термин, а этноним отдельного от русских народа. Правда, Грушевского мало кто читал, когда он работал на австрийцев. Советская средняя школа сделала концепцию Грушевского доступной детям, впервые рассказав русским, что они, оказывается, украинцы.

•  Современные украинские историки лукаво заменяют термин, который может использоваться только победителями, — «Великая Отечественная Война» на термин, который может использоваться как победителями, так и побежденными — «Вторая мировая». В этом отличие и 8 от 9 мая. 8 мая не столько празднуется, сколько поминается окончание Второй мировой в той же Германии, а 9 мая — День Победы. В новой украинской историографии через замену термина «Великая Отечественная» на «Вторую мировую» в коллективном сознании молодого украинского поколения украинские националисты из УПА (которые сотрудничали с нацистами) приравниваются к красноармейцам.

•  В Европе обычно используется термин «Вторая мировая» так как большинство стран континентальной Европы либо сотрудничали с Гитлером, либо были «лояльно-нейтральны». В Греции, как и в России, термин «Вторая мировая» второстепенен, так как Греция одна из немногих стран Европы, которая была в антигитлеровской коалиции с самого начала войны (в конце войны только ленивый не объявлял войну Германии). Поэтому в нашей историографии этот героический период называют Ethniki antistasi, в переводе — национальное сопротивление. Такие термины как «Великая отечественная» «Национальное сопротивление греков» «Сопротивление сербов» и т. п. могут использовать только народы, которым есть чем гордиться.

•  Человек отличается от животного тем, что у него есть память о своих предках. Для русского человека замена термина «Великая отечественная война» на «Вторую мировую» означает оскорбление памяти своих предков. Современному украинцу, по сути, предлагается «другая от русских память» (народ — это общая память). Но до этого украинцу рассказали, что он, оказывается, — не русский.


Современная украинская историография — это мечтания потерпевших. Или, как сейчас принято говорить, — реабилитация нацизма. Это не столько наука, сколько политика. Антинаучность характерна для националистической историографии, так как для нее важно не «то, что было» (история), а то «что будет» (политика). Нация — это идеологический проект, частью которого является политика, направленная в прошлое.

•  Такие исторические персоны, как Донцов, Шухевич, Бандера идеализированы в определенных кругах. Если на этих мифах вырастить одно поколение, оно и начнет кричать «Украина превыше всего», как когда-то кричали «Германия превыше всего». Это вопль язычника, вставшего на путь войны.

•  Не имеет значения, кто начал войну на Донбассе и кому она выгодна (выгодополучателей много), но преступна та мать, которая соглашается послать своего ребенка (призывника) в украинскую армию. Война с русскими — это самоубийство, эти дети идут на смерть. И эти дети (как и гитлеровские юнцы) тоже кричат «Слава Нации». Это не война — это жертвоприношение младенцев в языческом культе под названием «национальная идея». Что это за идея такая, каждый понимает по-своему, на то оно и язычество. Безумная украинская интеллигенция исполняет в этом культе роль волхвов (совесть нации).


На Донбассе русские убивают русских. Просто одни помнят о том, что они русские, другие — нет. В этих условиях война неизбежна, потому что у бывших русских всегда виноваты будут русские. В войне на Донбассе не может быть победителей, потому что беда общая.

О России

•  Определенной части русской интеллигенции «стыдно быть русскими». В этой парадигме мышления Россия, несмотря на то, что является крупнейшей страной в Европе, понимается ими не как центр (или один из центров) европейской цивилизации, а как периферия. В их «эстетике мысли» огромный масштаб России, да и самого русского народа — проблема, а не преимущество. Только русские интеллигенты могли подхватить с радостью австрийский посыл о нерусской, а значит, европейской «идентичности малороссов-украинцев». Потому что это первая «евроинтеграция» хотя бы части русского народа. Это и по сей день так.


Посмотрите, с каким пиететом так называемая российская либеральная интеллигенция относится к Майдану. В принципе, это деревенский менталитет высокообразованных людей. Корни этого деревенского менталитета части русской интеллектуальной элиты уходят в XIX век. С большой натяжкой его можно назвать побочным эффектом Петровских реформ. Именно побочным, так как Петр Великий строил самое крупное государство на европейском континенте. Коим Россия и является и сегодня. Отчасти благодаря русским интеллектуалам, но ни в коем случае не благодаря русским интеллигентам.

•  Народ в средние века был в основе своей православным и, как следствие, философски относился к государственным границам, которые менялись почти каждое поколение. По одной простой причине: у него была одна общая память — крещение. А это не со-бытие, это бытие. После очередной децентрализации Руси (распад СССР) все вернулось на круги своя, опять новые границы у одного народа. Но именно советское образование напрочь исключило религиозный фактор из общей памяти русского народа в нескольких поколениях. В итоге понятие этногенеза вульгаризировалось в советском и постсоветском менталитете до элементарного краеведения.

•  В рамках постсоветского менталитета наличие трех новых русских государств, то есть политических наций (Беларусь, Украина, Россия) стало пониматься как наличие трех отдельных народов. В этой концепции наличие разных танцев, вышиванок и разных «говоров» в языковом плане стало аргументом. Это «нетрадиционная этническая ориентация», именно нетрадиционная, так как все эти отличия в русском народе были всегда (как и в любом народе).

•  Нация — это «государство нового времени», сегодня она заменила понятие народа (этноса). К сожалению, вместо преподавания общей истории одного народа в нескольких государствах (как делают Греция и Кипр) Украина и в меньшей степени Беларусь пошли путем создания этнических мифов, новой историографии (ленинского происхождения). И вот тут наработки советской исторической школы пригодились (те же Грушевские и их производные).


Этнораспад — это когда меняется восприятие истории не в диссертации академика, а в массовом сознании целого поколения.

•  Россия часто выигрывает войны, но иногда проигрывает элементарный мир. После распада союза Россия продолжала на уровне постсоветского атавизма репродуцировать старый ленинский миф, называя русских братским народом. Известный слоган «украинцы — братский народ» означает «украинцы — не русские».

Македония и Черногория

•  Коренизация — это когда сербам, которые живут на Черной горе, говорят что они на самом деле не совсем сербы, а черногорцы. Почему? Потому что они живут на Черной горе. А болгар, которые жили в Македонии, великие югославские коренизаторы ошарашили тем, что они, оказывается, потомки Александра Македонского. Почему? Да потому, что они живут в Македонии. Звучит как бред, но на этом вырастили поколения.

•  Там вырастили на своей мифической историографии (свои Грушевские) поколение с классической «нетрадиционной этнической ориентацией», то eсть, у них нет общей памяти с болгарами (хотя и говорят на болгарском языке, болгарами они себя не считают). Они считают себя потомками Александра Македонского, как минимум, по прямой линии от Саши Филипыча. А мы, греки (по их Грушевским), получаемся чем-то вроде балканских финоугров (то есть, примазались).


Трудно скрываемый расизм характерен как для македонской, так и для украинской историографии.

•  Греция отказалась признавать название «Македония» за новым государством — с нашей, греческой точки зрения пресловутое право нации на самоопределение не означает права на воровство чужой истории. И мы добились своего: официальное название данного государства в ООН — «Бывшая югославская республика Македония». Фактически, это единственное безымянное государство в ООН. То есть, сейчас названия нет, но когда эта территория входила в состав Югославии, она называлась Македонией. Это то же самое, если бы Украину в ООН называли бы «Бывшей советской социалистической республикой Украина». И это было бы правильно, поскольку в нынешних границах и под этим названием ее никогда не было.

•  Болгария не признает «нетрадиционной этнической ориентации» македонских болгар, которые убедили себя, что они потомки Александра Македонского, и ждет, пока они одумаются и перестанут верить в свои мифы. Двусторонние отношения между Республикой Македония и Болгарией строятся на основе совместной Декларации от 22 февраля 1999 года, по которой Болгария признает Македонское государство, но при этом «продолжает считать государственный язык Республики Македония диалектом болгарского и ожидает от властей этой республики прекращения агрессивных шагов и дезинформации по отношению к болгарской истории» (цитата из договора).

•  На видео в ютубе, с эпатажным названием «Никогда мы не будем братьями» миловидная русская девушка неплохим слогом на родном для нее русском языке объясняет русским, что она — уже не русская. Выросло первое нерусское поколение бывших русских, которое уже умылось кровью и в порыве беснования готово воевать со своим прошлым (все прошлое украинцев русское).

•  Берите пример с болгар, ведь они абсолютно в идентичной ситуации. Поставьте себя в положение простого болгарина, которому жительница соседнего государства Македония, вполне славянской внешности, на полном серьезе на чистом болгарском языке прочтет стих о том, что никакая она не болгарка, она истинный потомок Александра Македонского. Из чего следует, что город Охрид (мать городов болгарских), который она не строила, а просто там родилась — уже не болгарский. Потому что у нее там квартира.


Реакция Болгарии — это реакция народа с традиционной этнической ориентацией на народ с «нетрадиционной этнической ориентацией». Болгарам плевать, кем себя считают македонцы (хоть инопланетянами), они для болгар — болгары.

•  История эволюции термина «украинец» абсолютно идентична истории эволюции термина «македонец». Точно так же, как понятие «македонец» всегда было географическим (есть македонцы-греки, македонцы-болгары, македонцы-сербы и даже македонцы-албанцы, которых там сейчас около 30 процентов населения), термин «украинец» тоже был изначально географическим. Только после двух параллельных экспериментов коренизации (туземизации) в Югославии с сербами и болгарами и в СССР с русскими понятия «македонец» и «украинец» получили нетрадиционное этническое наполнение. Строили вроде Югославию и СССР, а получилось «Украина не Россия», «Черногория не Сербия». Македонцы — это и есть наши балканские «великие укры».

Греция и Кипр

•  Берите пример с греков (хотя таких примеров много). У нас вот, у греков, один народ (этнос), у которого огромная история, но при этом две молодые политические нации — Греция (государство основано в начале XIX века) и Кипр (отдельное государство с 1960 года). Причем, отличия между этими государствами (политическими нациями) больше, чем отличия между Украиной и Россией. Греция член НАТО, а вот Кипр — не член (что делает им честь). На Кипре левостороннее движение, в Греции правостороннее, мы постоянно попадаем в аварии, когда ездим друг к другу в гости.

•  Языковые отличия радикальные: когда грек-киприот из какой-то глухой деревни говорит с греком из Греции на разных диалектах греческого языка, отличия между русским и украинским языками просто отдыхают. Мы жили под разными завоевателями абсолютно отдельно: Греция под турками, Кипр, в основном, под крестоносцами, немного под турками и в конце вообще под англичанами. И бытовые отличия между нами, ввиду разного исторического пути, есть. Просто они внешне не так видны (это как греки не могут понять, в чем отличие между русскими и украинцами). Тем не менее, и греки из Греции, и греки-киприоты, несмотря на то, что представляют две отдельные политические нации (два отдельных государства) существенно отличающихся друг от друга, считают себя частью одного народа (этноса).

•  Я сам служил в греческом контингенте войск на Кипре (там есть греческие военные базы), и не понаслышке знаю, что киприоты — великие патриоты своего государства (которое им обеспечивает более высокий уровень жизни, чем греческая республика).


Если киприоту даже намекнуть, что он не грек, островитянин сильно обидится (это в лучшем случае). Потому что у него традиционная этническая ориентация, то есть, он понимает все свои отличия от континентальных греков как богатство общегреческой истории. Так было всегда, причем, не только у греков, но и у русских до коренизации (туземизации).

Второе крещение Руси

•  Если перевести слово «национализм» на церковно-славянский, получается язычество (от слова языцы).

•  Глядя на украинский кризис, задаешься вопросом, а есть ли что-либо нового в этом «новом времени», кроме новых технологий? Если нация — это термин нового времени, то термин «национализм» — это не классическое язычество, а в большей степени, неоязычество, где вместо национального Бога (Зевс, Перун и т. п.) — «национальная идея», то есть, идеологическая конструкция.


Евромайдан — это синдром человека постсоветского пространства, человека, потерявшего родину. Ведь для того чтобы русский человек стал европейцем, он должен стать евроукраинцем и тогда его примут в «царствие небесное на земле»— Евросоюз. И ведь русские повелись (не все, конечно).

•  На данный момент та маниакальность, с которой русские себя называют евроукраинцами, уже смахивает на «русскую секту свидетелей майдана», причем, в Москве либералы беснуются не меньше. В этой мифологии Россия преподносится как агрессор, который сначала агрессивно подарил Крым (не спросив ни у жителей Украины, ни у жителей Крыма), а потом вежливо забрал (спросив на этот раз хотя бы у жителей Крыма). А вот евроинтеграция — это классическое «светлое будущее», в которое так привык верить советский человек. И ничего, что евроинтеграция отличается от Евросоюза как миф от реальности. Это как отличие светлого коммунистического будущего от серой социалистической реальности.

•  Сам Евросоюз находится в глубочайшем внутреннем кризисе, но украинцы все равно сюда просятся. А когда в Греции мы избрали правительство, которое против фрау Меркель и лояльно относится к России, это было воспринято евроукраинцами как предательство родины (родина — это Евросоюз). Главным результатом Майдана стал дефолт реального сектора экономики (миф о евроинтеграции развеян). Естественно, возникает вопрос: кто виноват? Конечно, русские (у бывших русских всегда виноваты русские).

•  После распада СССР началось второе крещение Руси и, как при первом, тысячелетней давности, противопоставляются два фактора: язычество (национализм) и православие. На уровне символики — это столкновение Тризуба и Двуглавого орла. Тризуб — это языческий символ дохристианской Руси (и не только ее), который использовался некоторое время и после крещения. Ну а двуглавый орел на уровне смысловой символики — это то, во что крестился народ Руси (в греческих школьных книгах — русский народ).

•  На Кипре и в Греции преподают историю одного народа в двух государствах, не забывая при этом о местной специфике (аналогичные примеры есть и у других народов). Это не по тому, что мы, греки, умные, а потому, что за много веков совершили достаточное количество глупостей.

•  Как преподается история русского народа в России? Сначала общая «Древняя» (Киевская) Русь. Потом, постепенно, акцент все более смещается на Восток к Владимиру, Суздалю и Новгороду, а западная Русь упоминается все реже и реже. Начиная с монгольского нашествия внимание почти полностью переключается на восток, на Русь Московскую, и может создаться впечатление, будто западнее Смоленска и Чернигова русского народа не существовало. Про существование русских западнее Московского государства вспоминают уже только в связи с Переяславской Радой.

•  В общем, у вас сейчас три государства (три политические нации), но русские, белорусы и украинцы — один народ (этнос). Это видно даже по тому, как вы ссоритесь. А вот нации очень даже разные. Белоруссия — это анти-олигархическая Русь с тенденцией к тоталитаризму. Украина напротив — это «страна победившей олигархии» с тенденцией к сепаратизму уже своих окраин (Крым, Донбасс). Российская Федерация — что-то среднее между ними. Можно бесконечно спорить, какая из этих трех государственных систем более правильная, но все они русские. Любая попытка придумать отдельный украинский или белорусский народ ввиду безусловного наличия украинской и белорусской нации неизбежно приведет к созданию мифической историографии.


Пора возвращаться к традиционным ценностям. Иначе сама Россия распадется на москалей, пермяков, туляков, сибиряков — в общем, новых кривичей и вятичей. В этом случае кровопролитие на Донбассе покажется детским садом, потому что у туземцев всегда виноваты туземцы. Без покаяния (переосмысления прошлого) не будет мира.

____________________
Полный текст статьи Украинский кризис глазами грека

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 7).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА