Российский политолог Дмитрий Куликов комментирует итоги визита Керри в Сочи.
— Госсекретарь США Джон Керри прилетал к министру иностранных дел России Сергею Лаврову и президенту Владимиру Путину в Сочи. К чему, на ваш взгляд, была такая спешка? Ситуация в мире изменилась, требовалась срочность?
— В первую очередь, американцы столкнулись с тем, что цели, ими поставленные, по отношению к России и этой ситуации, не достигнуты. И, по всей видимости, они начинают понимать, что достичь этих целей невозможно. Более того, деятельность по их достижению приносит разные «побочные эффекты», которые очень сильно вредят самим Соединенным Штатам.
Понятно, что когда Турчинов и Яценюк отдавали приказ о начале так называемой АТО, то есть, по сути, развязывании гражданской войны в Украине, то целью было устроить для России второй Афганистан — схема точно такая же, какая была в 1979 году, только еще более жесткая, более конкретная и вызывающая. Но Россия на это не «повелась», и никаких ввода войск и развязывания большой войны на территории Украины — чего и хотели добиться американцы — не случилось.
— Это ударило бы по самой России?
— Это действительно могло бы потом работать очень сильно против России — на долгие годы. Когда я провожу параллель с Афганистаном, я нисколько не преувеличиваю, а, скорее наоборот, преуменьшаю: если бы этот сценарий реализовался, то для России последствия были бы тяжелее, чем даже для Советского Союза с Афганистаном.
Но этот проект не случился. Более того, страховочная линия — если Россия все же не полезет внутрь этого конфликта, — то сохранять длительную войну на территории Украины, и таким образом давить на Россию — эта страховочная линия тоже потерпела неудачу.
Украина совсем неспособна вести такую долгую войну, а, с другой стороны, европейцы, которые были согласны на сценарий Блицкрига, короткого военного действия — очень быстро подавить Донбасс, — стало понятно, что Блицкриг невозможен, а на длительную войну европейцы не согласны.
Им это совершенно не нужно. И это линия конфликта, раскол, который наметился у американцев и европейцев.