Фильмы по русской истории, которые нужно снять. Часть 11. Ломоносов – человек и университет

_________________


В 80-е годы «Мосфильм» сделал добротную биографическую ленту «Михайло Ломоносов» на 9 серий. Звёзды тогдашнего кино, удачно подобранные (вплоть до портретного сходства) персонажи даже второго плана, глубокая работа историков-консультантов — сегодня так основательно никто уже не снимает. Но это не игровое кино. Это дидактический фильм для просвещения народа, визуализированное дополнение к учебнику истории. Нас, советских школьников, на сериал водили всем классом, вместо уроков — в кинотеатр для детей и юношества «Космос», 10 копеек билет. И правильно делали, что водили.

Однако образ русского учёного заслуживает большего, чем быть человеком без недостатков и непризнанным гением в «Михайле Ломоносове», который явно страдает в своей крепостнической отсталой Родине.

Ломоносов был другим. Энергичный и фантастически трудолюбивый, одарённый незаурядным интеллектом и атлетической силой, сварливый и вспыльчивый, не дурак выпить, а потому постоянно попадающий в разные переделки — он посвятил свою жизнь великому делу Борьбы с Дураками. И добился в этом почти невероятных успехов. Он корчевал явных и мимикрирующих вредителей, он бил их на научных заседаниях и словом, и кулаком, он готовил новое поколение учёных и государственных деятелей в университете при Академии наук в Петербурге и добился открытия полноценного университета в Москве. И это не считая множества личных достижений в области физики, химии, астрономии, географии, истории и литературы.

***

В 25 лет Ломоносов вместе с двумя другими студентами был отправлен на учёбу в Германию. Вопреки устоявшимся стереотипам, что до науки в то время никому не было дела, Россия задыхалась без квалифицированных кадров. Специалистов требовала растущая промышленность. Академия наук снаряжала экспедиции в Сибирь, но не было геологов, чтобы разведать и оценить запасы природных ископаемых. Приглашали иностранных учёных. Но далеко не все стремились ехать на край света, а те, которые ехали, — просили совершенно запредельного вознаграждения. Поэтому свою молодёжь, более-менее способную к наукам, чуть ли не отлавливали, чтобы засадить за парты.

Научный руководитель трёх русских студентов, профессор Марбургского университета и выдающийся учёный с энциклопедическими знаниями Христиан фон Вольф составил им отличную программу занятий, однако не имел большого желания заниматься дисциплиной и воспитанием своих подопечных. Между тем, по 300 рублей, выданные Академией на год вперёд, студенты спустили за несколько месяцев. Из Петербурга выслали ещё — с тем же результатом. Более того, в университет к Вольфу пришли кредиторы. Оказалось, троица успела наделать долгов по всему городу. Реальные расходы на студентов кратно превысили запланированные и приблизились к сумме, которой хватило бы на содержание полуэскадрона драгун со строевыми лошадьми.

Президент Академии наук выслал молодым людям подробную инструкцию, в которой перечислил дозволенные и строго запрещённые статьи расходов. Он же просил Вольфа заняться администрированием студенческого бюджета, дабы они не спускали деньги на сумасбродства и учителей танцевания/фехтования.

Философ в ответ написал утешительное письмо, что, по крайней мере, на Ломоносова российская казна потратилась не зря. Студент не только весьма преуспел в науках, по словам Вольфа, он искренне стыдился своих «продерзостей», «неучтивых поступков» и сделанных долгов.

Весёлая жизнь русских студентов в немецком университете продолжалась три года. Следующего их наставника, руководителя лаборатории горного дела во Фрайберге Иоганна Генкеля, Петербургская академия наук настоятельно просила держать учеников в чёрном теле в качестве «заслуженного и неминуемого наказания» за их прежние «непростительные бесчинства». В Марбурге у Ломоносова осталась беременная жена — девятнадцатилетняя дочка хозяйки дома, у которой студент снимал комнату.

С Иоганном Генкелем отношения Ломоносова не заладились, что и не удивительно. Хороший химик и металлург, Генкель с немецкой педантичностью принялся реализовывать совет Академии посадить студентов на хлеб, воду и тяжёлые исправительные работы. Каждый выдаваемый талер он сопровождал получасовой проповедью о бережливости. Ломоносов к тому же подозревал, что Генкель присваивает часть средств, высылаемых на их содержание. Очередной скандал закончился безобразной дракой, после которой Михайло Васильевич скрылся из лаборатории, прихватив в качестве компенсации за год унижений дорогие пробирные весы.

Ещё год он путешествовал по Германии и Голландии, какое-то время снова жил в доме у тёщи. Один раз попал в руки к прусским вербовщикам. Напившись в трактире с солдатами, очнулся в казарме в качестве новобранца тяжёлой кавалерии. Ночью Ломоносов бежал из крепости, переплыл ров и, благополучно уйдя от погони, к утру перешёл границу с Вестфалией, благо Германия тогда была нарезана на микроскопические княжества.

***

Приключения Михаила Ломоносова я описываю не для того, чтобы бросить тень на великого учёного. Наоборот, как раз такой характер нужен был тогда нашей науке.

Чтобы довершить образ, приведу ещё одну историю — уже из петербургского периода жизни Ломоносова. На него напали трое матросов с целью грабежа. Он избил всех троих, а потом ещё раздел и ограбил. С такой же энергией Михаил Васильевич взялся наводить порядок в Академии.

Санкт-Петербургская академия наук, учреждённая Петром Великим в 1724 году, за восемнадцать лет работы не смогла подготовить ни одного русского профессора. Иностранцы в руководстве продвигали таких же иностранцев — своих знакомых, родственников. Среди них были достойные учёные и даже светила мирового уровня, вроде Леонарда Эйлера (только его позитивные отзывы о научных работах Ломоносова и защитили на первых порах молодого учёного от недоброжелателей). Многие иностранцы меняли подданство и переезжали в Россию навсегда. Но это была ещё не русская наука.

Со временем, конечно, она стала бы русской. Администрация заказывала переводы научных работ с иностранных языков, чтобы создать минимальную книжную базу для отечественного высшего образования. Процесс потихоньку двигался, но с появлением Ломоносова «русская партия» получила самый настоящий ледокол для таранного удара по академической мафии.

Поначалу мафия пыталась даже сопротивляться. В 1743 году за «недостойные поступки» Ломоносова посадили под арест на 7 месяцев. Как раз в это время к нему приехала жена из Марбурга с четырёхлетней дочерью и своим младшим братом, как она думала — на обустроенную квартиру.

Но уже с середины 1740-х большинство недоброжелателей предпочитает держать своё мнение о Ломоносове при себе. Он получает профессорскую кафедру и открывает первую в России химическую лабораторию. Ломоносов становится влиятельной фигурой, его вознаграждает императрица премией в 2000 рублей. В казне в то время не было денег, и с Михаилом Васильевичем рассчитались медными монетами — доставили к дому два воза.

Он основывает стекольный завод, создаёт мозаичную мастерскую, пишет проект Московского университета и готовит для него научные кадры. Собственно, Ломоносов и был первым университетом для России — в том смысле, что он сам по себе научно-исследовательский комплекс.

***

Он умер ещё не старым человеком, но успел очень многое. И ошибался тоже часто. Например, он собирался через Сибирский (то есть Северный Ледовитый) океан наладить регулярное транспортное сообщение с Азией на деревянных парусниках, но к реализации этого проекта технически реально подойти только сейчас, в эпоху атомных ледоколов. Верил, что на Венере живут люди, подобные нам, только некрещённые. Считал, что балты относятся к славянской группе… Да на основе одних только заблуждений Ломоносова можно снимать отдельный фильм. А что касается достижений и успехов, я даже не знаю, как это всё вместить или хотя бы обозначить.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (всего голосов: 4).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА