Статья написана в 2015 году...
...Неделю назад мне исполнилось 37 лет. И очень хотелось написать по этому поводу что-то значительное, можно даже сказать фундаментальное. Но за поеданием вкусностей и разными праздничными развлечениями (преимущественно для младшего, которому вчера исполнилось 15 месяцев) времени не осталось.
Зато я получил несколько сотен поздравлений от самых разных людей из разных городов и стран. И ответить всем, естественно, просто не успел. Поэтому я решил подарить им небольшой мотивирующий текст. Но вовремя тоже не успел. Поэтому пусть он будет ко Дню России.
Почему я выбрал ту сторону, которую выбрал? На это есть несколько причин. И я перечислю их в порядке возрастания важности.
Во-первых, в 1991 году, когда разваливали СССР, я дал себе обещание никогда не воевать против русских. А себя обманывать хуже всего. Особенно себя тринадцатилетнего.
Во-вторых, русская культура мне однозначно ближе, чем американская или западноевропейская. Если вообще можно говорить о существовании «европейской культуры», а не немецкой, французской, английской или испанской. Но в любом случае – ближе русских для меня никого нет. И те, кому это не нравится, могут прыгать головой в навоз (что они, в общем-то, постоянно и делают уже больше года).
В-третьих, Донбасс (и большая Новороссия в целом) в данном конфликте – однозначно несправедливо угнетаемая сторона. А я всегда на стороне угнетаемых, и всегда на стороне Справедливости. Жители остальной Украины тоже угнетаемы хунтой, но многим из них это нравится, они радостно подставили шеи под ярмо (рабство взамен на секонд-хенд с Запада), что для меня глубоко противно и презираемо мною.
В-четвёртых, я люблю Правду, а вся эта «революционная» хунта, все эти Яценюки, Порошенки, Аваковы, Турчиновы и прочие за всё время своего существования ни слова правды не сказали. Они врали украинцам ещё до евромайдана, а после прихода к власти стали врать в десятки раз больше, лицемернее и тотальнее. А я привык говорить Правду, даже если это мешало моему карьерному росту или угрожало здоровью (все, кто знают меня лично, могут это подтвердить).
И, наконец, самое важное – это цивилизационный выбор. Выбор варианта будущего.
Американский вариант будущего прекрасно и исчерпывающе описан в книгах Андрэ Нортон, Филиппа Дика, Харлана Эллисона, Роберта Шекли. Это всё то же толпо-элитарное несправедливое общество, что и сегодня, разделённое на кучку сверхбогатых и миллиарды нищих. Диктатура финансового капитала, транснациональных корпораций, преступных синдикатов, частных военных компаний (не скованных никакими законами) и глобальная система лжи. Только ещё на защите интересов этих сверхбогатых будут новые технологии, что сделает наступление более справедливого мира ещё труднее (если не невозможным). Предельную степень этого описал Герберт Уэллс в своей «Машине времени» – нищие морлоки и развращённые и вырождающиеся элои.
У общества потребления нет будущего. Оно, как саранча, сожрёт все ресурсы планеты, после чего человечество скатится в новое средневековье и дикость, но на этот раз уже навсегда (потому что ископаемые источники энергии будут исчерпаны).
У него нет сверхцелей, что подтверждается тем, что в США в последние годы космическая программа стремительно чахнет, а её финансирование сворачивают (и все эти программы типа «послать несколько самоубийц на Марс» только для отвода глаз).
Единственные цели общества потребления – это рост прибылей (что вообще фикция, если не служит другим целям) и обеспечение максимального комфорта. Новая машина, новая версия айфона, квартира на 2 квадратных метра больше и более золотые часы – всё, предел их мечтаний.
Но в зоне комфорта любое живое существо неизбежно деградирует. Как говорил классик, «Человек – это единственное животное, способное выйти из зоны комфорта (гомеостаза) и уйти в неизвестность». Ради любопытства. Ради прогресса. Ради вызова.
Помните, как у Кэрролла в «Алисе в Зазеркалье» говорила Белая Королева? Чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать. Чтобы двигаться вперёд – нужно бежать ещё быстрее.
Ницше писал, что человек – это промежуточное звено между животным и Сверхчеловеком. У меня кардинально другое представление о сущности Сверхчеловека, но в этом определении я с Ницше полностью согласен. Если человек не будет каждый день своего существования стремиться стать лучше, то он обречён на деградацию. Если вы религиозны, то тогда вы должны каждый день стремиться стать ближе к Богу – это определение меня также вполне устраивает.
И американское общество уже необратимо больно, у него практически нет шансов на выздоровление и изменение вектора развития. Доказательством этого является стремительный рост Китая, уже пару лет как обогнавшего США (которые за первый квартал этого года показали падение ВВП на 0,7%). При этом США не стремятся вырваться вперёд, а пытаются затормозить всех остальных, что является тактикой регрессоров (а кто читал другие мои публикации на эту тему, тот понимает, что более злых и непримиримых врагов для прогрессоров типа меня просто не бывает).
Да, я знаю, что мне могут возразить – российское общество также далеко от совершенства и идеала. Но оно не погрязло в самодовольстве, как США, которые считают себя пупом мира, и никак не пытаются обосновать концептуально своё мнимое «превосходство» (только силой, а это обречено на поражение). У русских всегда была сильна рефлексия, самоирония, самокопание – Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гоголь и так далее – что позволяет осознавать собственные недостатки и стремиться их исправлять.
Если кто-то и способен преодолеть текущий системный кризис человеческой цивилизации, то это Россия и/или Китай. Ни США, ни тем более ЕС на это не способны.
Я – последний классический капиталист. Больше никто не цитирует Вебера, который писал, что роскошь и комфорт – враги капиталиста, поскольку тратят ресурсы, которые могли бы быть направлены на развитие.
Россия готова затянуть потуже пояса ради того, чтобы перейти на следующий виток развития. Китай это уже делает. А Европа и США слишком озабочены набиванием желудков и разнообразием гаджетов.
Поэтому сегодняшнее противостояние – это не просто конфликт США и России, это определение будущего мира. Глобальный «макдональдс» или лестница в небо. Пока не Миры Вечного Полдня, до них ещё очень далеко, но шаг в их направлении, открытая дверь. Или бездумная саранча, пожирающая всё в сиюминутном стремлении удовлетворить ненасытный голод.
Я свой выбор сделал. И менять его не собираюсь.