Русские больше не считают Россию европейской страной — об этом говорит опрос
Социологи рассказали о том, как в России относятся к тезису о том, что Россия — это европейская страна. Этот вопрос за последние двести лет неоднократно становился чрезвычайно важным для элиты, а в постсоветское время и вовсе стал едва ли не главным лозунгом прозападных реформ.
После начала конфликта с Западом
Вот и цифры, говорят социологи
Надо сказать, что
Уже тогда «Восприятие россиянами европейских ценностей» выглядело так — 71 процент не считали себя европейцами. И это девять лет назад, до всякого открытого конфликта с Западом. Уже тогда почти половина опрошенных была уверена, что ЕС представляет угрозу для России, ее финансовой и промышленной независимости, а треть считала, что с ней нужно укреплять и развивать долгосрочные отношения. Половина опрошенных думали, что Россия может позаимствовать много полезного у западной демократии и культуры, а около трети считали, что западная демократия не подходит России.
Понятно, что за последние два года число критически относящихся к Европе увеличилось — но это вызвано в первую очередь конфликтом с Западом. Также выросло и количество тех, кто негативно оценивает европейские ценности — но и это объяснимо как активной информационной кампанией по высвечиванию всех прелестей мультикультурализма и толерантности, так и общим ростом патриотических настроений в России. Но самое важное — это не то, как русские относятся к нынешней Европе, а то, кем они считают себя. Вопрос самоидентификации является ключевым для любой цивилизации, и особенно в период кризиса общества и поиска общих ценностей.
Навязываемое России самоопределение через европейскость, конечно же, изначально некорректно и тенденциозно. Точно так же как и любимый тезис системных либералов «Власть в России — единственный европеец» или символ веры
И окажется, что практически никаких. На сайте
Можно долго спорить о том, что является настоящими европейскими ценностями, а что нет, что Россия получила из Европы, а что потеряла от подражания ей — это все очень интересно и важно. В
Советский период поначалу вообще стал экспериментом по созданию новой общности — межнационального советского народа, хотя уже вскоре большевики фактически капитулировали перед национальным фактором. Но и тогда перед советскими (большая часть которых все равно осознавала себя русскими) людьми не возникал вопрос «Европейцы мы или нет?». Своеобычность советского издания русской цивилизации осознавалась всеми.
Но к моменту кризиса социалистических ценностей и раздробления СССР «европейская тема» снова стала раскручиваться вовсю. Сначала как «мы должны быть вместе с Западом, будем дружить домами, научимся у них правильному ведению хозяйства», а потом, после прихода к власти в России радикальных западников, и вовсе в виде «Отсталая варварская Россия — это пасынок Запада, и она должна догонять ушедшие вперед передовые народы». Причем загонять русских в светлое будущее принялись столь же радикальными методами, как и при ранних большевиках — путем полного слома социального, экономического и культурного уклада.
Началась настоящая колонизация России Западом. Причем главными проводниками ее были даже не иностранцы, а собственные «европейцы». Они слепо внедряли все западные модели, от конституции до рекламы, заботясь не о том, подходят ли они России, а о том, насколько хорошо они обеспечат господство вновь создаваемой «элиты». Вестернизация естественным образом привела к образованию полуколониального правящего класса — он стал не просто главным выгодополучателем, но и главным «европейцем России».
Отдельным и очень важным пунктом программы была интеграция России в западный мир на правах зависимого сателлита. Но, так как для этого она была слишком велика и упряма, нужно было убедить народ в том, что он неумеха и раздолбай, жадный и ленивый, и единственное его спасение состоит в обучении у западных старших братьев
Русские выбрали свою идентичность, свою цивилизацию, свой путь. Да, за тысячелетия мы взаимодействовали с разными культурами и цивилизациями — на Востоке, Западе, Юге. Мы учились у них разному, порой чересчур увлекаясь переодеванием, иногда попадали в страшную идеологическую зависимость от чужих схем. Были периоды чужебесия и низкопоклонства, сравнимые с
Европейцы, азиаты, наши соседи в прошлом и настоящем всегда будут интересовать нас, мы всегда будем сравнивать их уклад со своим. Но только осознав свою самодостаточность, мы сможем