Плавучий терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде обеспечил диверсификацию поставок газа в Литву, но по-прежнему остается политическим проектом, слишком дорогим для конечных потребителей
В Литве и за ее пределами 27 октября 2014 года провозглашался многими как день избавления от «удавки» «Газпрома». В порт Клайпеды пришел плавучий терминал СПГ, который норвежский судовладелец Höegh передал в десятилетнюю аренду литовской Klaipedos nafta. Судно получило гордое английское название Independence («Независимость»), благодаря терминалу Литва обеспечила диверсификацию поставок газа. «Отныне никто не сможет использовать газовые цены для давления на нас или с помощью энергии влиять на политическую или экономическую ситуацию», – заявила в канун прихода Independence президент Литвы Даля Грибаускайте.
Годовая потребность Литвы в газе составляет примерно 2,5-2,7 млрд кубометров. Примерно 85% его используется в теплоэнергетике. Крупнейшими потребителями являются сбытовые компании Litgas и Lietuvos Duju Tiekimas (LDT), обе структуры – «дочки» государственной энергокомпании Lietuvos Energija. Крупным покупателем выступает также производитель минеральных удобрений Achema. До 2015 года «Газпром» был единственным продавцом газа в Литву, продажа осуществлялась в рамках долгосрочных контрактов, где цена на газ привязывалась к цене на нефть.
Первым шагом к обретению независимости стал прошлогодний пятилетний контракт между Litgas и норвежским нефтегазовым гигантом Statoil, в рамках которого сбытовая компания законтрактовала ежегодные поставки в объеме 540 млн кубометров, при этом цены, как и для прежних «газпромовских» контрактов, привязывались к нефтяным. Газ в Литву стал поступать с первого и пока единственного в Европе норвежского месторождения «Снёвит» в Баренцевом море.
Энтузиасты проекта надеялись, что не только Литва, но и ее соседи предпочтут закупать норвежский газ, ведь полная загрузка Independence (4 млн кубометров в год) способна обеспечить три четверти общей потребности в газе для всех трех балтийских государств. «Производительность судна столь велика, что она перекрывает все потребности Литвы. Если литовцы захотят, то могут полностью отказаться от российского газа», – такое мнение выразил исполнительный директор Höegh Свейнунг Стёле в интервью изданию Aftenposten.
В феврале нынешнего года могло показаться, что пророчества руководителя Höegh стали сбываться. Многие издания сообщили, что доля норвежского газа в Литве в этом году достигнет половины. К Litgas прибавятся другие покупатели СПГ – сбытовая структура LTD и производитель минеральных удобрений Achema, которые заявили о желании покупать газ у Statoil в рамках краткосрочных контрактов по спотовым ценам. Благодаря этому число танкеров-газовозов, которые придут с грузом СПГ в Клайпеду, утроится и достигнет 12 против четырех в 2015 году.
Однако ситуация оказалась далеко не столь однозначной, хотя обсуждение экономических проблем, связанных с Independence, за пределами Литвы почти никто не заметил. Судя по пресс-релизам Klaipedos nafta, до октября этого года LTD отгрузят 300 млн кубометров, Achema – 700 млн (примерно половина годовой потребности компании), а Litgas – 350 млн. Нетрудно подсчитать, что суммарный объем СПГ достигает примерно половины годовых потребностей Литвы. Но на момент опубликования пресс-релиза в середине февраля переговоры Statoil со всеми тремя покупателями еще продолжались. При этом, как сообщило норвежское издание e24, Litgas обратилась к Statoil с просьбой о снижении цены на 25% и увеличении сроков исполнения контракта с пяти до десяти лет. Ежегодный объем поставок предлагалось также уменьшить – с 540 до 350 млн кубометров.
На вопрос «Эксперта Северо-Запад», соответствуют ли данные е24 действительности, представитель Statoil Элин Исаксен ответила так: «Мы выполняли действующий контракт в течение прошлого года. Сейчас его условия пересматриваются по причине существенных изменений в регулируемой государством части литовского газового рынка. Как ранее подтверждалось, мы ведем диалог с Litgas об изменениях в первоначальном договоре, но не можем сообщить детали того, о каких изменениях идет речь». Исаксен подчеркнула, что Statoil не собирается раскрывать детали контрактов и с двумя другими покупателями – Achema и LTD: «Statoil поставляет газ как в рамках долгосрочных контрактов, так и по спотовым ценам. Что касается отгрузок в рамках спотовых сделок, то мы их также не комментируем».
Litgas объяснял необходимость модификации договора мягкой зимой и низкими ценами на другие энергоносители, но настоящая причина заключалась в слишком высоких издержках эксплуатации Independence, которые включались в цены для домохозяйств. Дискуссии в Сейме о слишком высокой цене для потребителей дошли до Верховного суда Литвы, который постановил, что Lietuvos Energija имеет право продавать норвежский газ с наценкой, которая включает производственные издержки. Руководитель ассоциации теплоэнергетиков Литвы Витаутас Стасюнас назвал судно-терминал «снобистским бутиком, в котором еще и обязывают покупать». По оценке норвежского издания Oljekrisa, в начале года 1 тыс. кубометров норвежского газа обходилась потребителю в 320 долларов, тогда как топливо «Газпрома» – всего в 170-180.
В середине марта «Газпром» провел аукционные торги газом для стран Балтии со сроком поставки в четвертом квартале этого года. В числе клиентов из Литвы оказалась знакомая тройка – «дочки» Lietuvos Energija, а также Achema. Российской компании удалось продать 420 млн кубометров, и генеральный директор «Газпромэкспорта» Елена Бурмистрова собирается продолжить торги в рамках краткосрочных сделок, сообщает Интерфакс. «Мы всегда можем обеспечить литовцам более низкие цены, поскольку затраты на содержание газотранспортной системы давно окупились», – так прокомментировал «Эксперту Северо-Запад» результаты аукциона представитель руководства российской компании, который просил не раскрывать его имя.
После того как в Литву пришла Independence, «Газпром» значительно снизил цены, что говорит о его готовности работать в изменившихся условиях. А Литва продолжает платить высокую цену за свою энергетическую независимость, при этом дальнейшая судьба проекта находится не только в руках литовских властей. Заработает ли проект на полную мощность, что позволит максимально снизить его издержки, зависит от того, создадут ли страны Балтии, а также Польша и Финляндия единый энергетический рынок. Без региональной кооперации Independence продолжит оставаться политическим проектом, и анонсированная энергетическая безопасность Балтии так и не будет достигнута.
Справка:
Судно-терминал
Терминал СПГ Independence – плавучее судно, осуществляющее прием сжиженного природного газа (СПГ) и его регазификацию. Кроме того, судно способно перегружать СПГ на другие танкеры-газовозы, а также осуществлять заправку судов, работающих на СПГ. Длина судна – 290 м, ширина – 46 м, экономическая скорость – 18 узлов. Команда – 30 человек. Полная грузоспособность – 170 тыс. кубометров. При работе на полную мощность терминал способен перерабатывать 4 млрд кубометров газа в год.
Судно построено в 2014 году на судоверфи Hyundai Heavy Industries в Южной Корее. Разработчик и владелец – норвежская компания Höegh LNG. Арендатор – Klaipedos nafta (Литва). Договор аренды заключен на десять лет, ежегодная плата за судно – 61 млн евро, стоимость постройки береговой инфраструктуры – 200 млн евро.