Бендерская трагедия. Тридцать лет кровавым событиям в Приднестровье

_______________

19 июня в Приднестровской Молдавской Республике вспоминают Бендерскую трагедию – события 32-летней давности. Тогда, в июне 1992 года, развернулись кровопролитные бои между приднестровскими ополченцами и молдавскими вооруженными формированиями за контроль над городом Бендеры. В историю эти события вошли как Бендерская трагедия. Жертвами этих трагических событий стали сотни людей, еще сотни получили ранения различной степени тяжести, примерно 100 тысяч человек были вынуждены покинуть город, став беженцами. Повреждения получили тысячи жилых домов, десятки предприятий, образовательных и медицинских учреждений города Бендеры.


Предыстория Бендерской трагедии уходит в период распада Советского Союза. Тогда в целом ряде советских республик активизировались националистические силы, выступавшие за отделение от Советского Союза, под антикоммунистическими и русофобскими лозунгами. При этом союзные власти фактически закрывали глаза на деятельность националистических группировок, а если вмешивались в конфликтные ситуации, то делали это крайне непродуманно. В Молдавии активизировались прорумынские националисты, которые выступали за признание идентичности молдавского и румынского языков, перевод молдавского языка на латинскую графику, провозглашение молдавского языка государственным языком республики. Образовалась большая политическая организация молдавских националистов – Народный фронт Молдовы, который поддерживался республиканским руководством. В свою очередь, коммунисты и интернационалисты республики образовали Интердвижение, выступавшее против националистической истерии.



Следует учитывать, что Молдавия не была мононациональной республикой – в Приднестровье проживало многочисленное русское и украинское население, в Гагаузии – гагаузы. И в том, и в другом регионах молдавский национализм встречал жесткое неприятие, поскольку жители прекрасно понимали, что последует за удовлетворением требований молдавских националистов. Дальнейшее усугубление конфликта между молдавскими националистами, к 1989 г. доминировавшими в руководстве республики, и жителями Приднестровья и Гагаузии, было вызвано принятием в марте 1989 г. законопроекта «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Предусматривалось признание молдавского языка государственным языком республики, лишение родителей права выбора языка обучения детей, административная ответственность за использование иного языка, кроме государственного, в официальной документации и официальном общении. Естественно, что этот законопроект фактически превращал все остальное население Молдовы, кроме молдаван, в людей «второго сорта», поскольку лишал их возможности занятия руководящих должностей, дискриминировал при обучении подрастающего поколения.

Ситуация обострилась после путча ГКЧП в августе 1991 г. 25 августа в Тирасполе была принята Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики, а 27 августа свою государственную независимость провозгласила Молдавия. К этому времени в Молдавии уже действовали собственные вооруженные формирования – полиция, Отряды полиции особого назначения, т.н. «карабинеры». В свою очередь, в Приднестровье формировались отряды ополчения. Для поддержки приднестровских ополченцев начали прибывать добровольцы из России, прежде всего – казаки. В марте 1992 г. начался вооруженный конфликт в Приднестровье. События в Бендерах стала одной из его самых кровавых и трагических страниц.

Город Бендеры расположен в 10 км. к западу от Тирасполя, на другой стороне реки Днестр. С остальной территорией Приднестровья Бендеры связаны автомобильным и железнодорожным мостами через Днестр, а также объездной дорогой через Меренешты и Кицканы. Бендеры – крупный экономический центр и второй по численности населения город Приднестровья. Весной 1992 г. Бендеры на 90% контролировались приднестровскими силами и на 10% - молдавской полицией и молдавскими националистами. Поэтому в городе одновременно действовали отделы приднестровской милиции и молдавской полиции. Понятно, что в рамках конфликта в Приднестровье город представлял стратегическое значение для обеих сторон. Молдавские власти стремились захватить Бендеры, превратив его в плацдарм для дальнейших действий против Приднестровья. Захват г. Бендеры планировался еще 15-16 июня 1992 г.


Формальным поводом к вводу молдавских вооруженных формирований в Бендеры стала перестрелка у городской типографии, расположенной по соседству с молдавским полицейским участком. Сотрудники полиции окружили автомобиль, перевозивший тираж газеты «За Приднестровье» и задержали находившихся в нем водителя и майора Игоря Ермакова, перевозившего газеты. На помощь к майору прибыли приднестровские гвардейцы, по которым открыли огонь молдавские полицейские. На звуки выстрелов к зданию молдавской полиции направились бойцы Территориального сводного отряда. Начальник молдавского полицейского отдела Бендер Виктор Гусляков позвонил руководству в Кишинев и затребовал немедленной помощи. В ответ министр внутренних дел Молдовы Константин Анточ распорядился ввести в город силы МВД Молдавии, а министр обороны Ион Косташ – войска молдавской армии. Для операции по взятию Бендер были отряжены 1-й, 3-й и 4-й пехотные батальоны и бригада полиции. В сторону города направились колонны бронетехники армии и полиции. Взять город планировалось двумя группами. Первая, под командованием полковника А. Гамураря и включавшая бригаду полиции, должна была войти в Бендеры с юга и пробиться в центр города. Вторая, которой командовал полковник Л. Карасев – бывший российский офицер, перешедший на сторону Молдовы, включала в себя бригаду молдавской армии. Перед группировкой Карасева ставилась задача войти в город с севера и блокировать мост между Бендерами и селом Парканы.

Молдавская бронетехника преодолела заграждения, выстроенные в марте – мае приднестровскими ополченцами и местными жителями. Одновременно около 21.00 молдавские националисты и полицейская бригада ОПОНа ворвались в город, в результате двухчасового боя сломив сопротивление ополченцев. Городской исполком Бендер отдал распоряжение о мобилизации ополченцев и добровольцев. Бои шли у зданий горисполкома и типографии. Весь вечер в город стягивались подкрепления, причем со стороны ПМР прибыли лишь десять казаков. Молдавские войска, в свою очередь, прибыли с колонной бронетехники. На помощь ополченцам пришли два батальона, сформированных болгарами из села Парканы.

Столь малая численность приднестровских сил в городе объяснялась тем, что Тирасполь, следуя договоренностям о мирном урегулировании конфликта, вывел из города за Днестр все вооруженные формирования ПМР, кроме милиции и территориально-спасательных отрядов. В частности, гвардия Бендеры была передислоцирована в село Парканы. Отказался выполнять приказ об отводе войск только 2-й бендерский батальон под командованием подполковника Костенко. Отведенные в район Дубоссар и Григориополя отряды казаков и гвардии были не в состоянии оперативно прибыть на помощь Бендерам. Поэтому в ночь с 19 на 20 июня сопротивление молдавским войскам оказывали только отряды народного ополчения из числа жителей Бендер и рабочие местных предприятий. В боях на площади у здания исполкома города погиб походный атаман Черноморского казачьего войска Приднестровья Семен Дриглов. На помощь жителям Бендер выступил отряд ополченцев из села Гыска, которое хоть и находилось под контролем Молдавии, но его жители поддерживали власти ПМР.

Бои в Бендерах вызвали массовый отток мирных жителей. В Тирасполь устремились десятки тысяч беженцев, выбиравшихся из города по железной дороге в товарных вагонах. Лишь ранним утром 20 июня в Тирасполе была объявлена мобилизация. Все это время в Бендерах продолжались бои между многочисленными молдавскими силами и разрозненными отрядами ополченцев. Наконец, на помощь к жителям Бендер прибыли гвардейцы и милиционеры из Тирасполя и спецназ МГБ ПМР «Дельта». Тем временем, молдавские войска захватили ряд предприятий города и приступили к форменному грабежу, вывозя оборудование и продукцию в сторону Кишинева.

Как известно, в районе Днестра дислоцировались части российской 14-й армии, которые соблюдали строгий нейтралитет. Однако 20 июня российским частям все же пришлось вмешаться в конфликт – после того, как молдавская полиция попыталась взять штурмом Бендерскую крепость, в которой размещались ракетная бригада и химический батальон 14-й армии. Военнослужащие нападение молдавской полиции отбили. Кроме того, молдавскими формированиями был открыт артиллерийский огонь по расположению 14-й армии. Командование армии потребовало от молдавского командования немедленно прекратить боевые действия.

Приднестровские гвардейцы завладели тремя танками Т-64 59-й мотострелковой дивизии 14-й армии, затем – еще пятью танками, после чего начали наступление на Бендеры. На мосту произошло сражение между молдавскими и приднестровскими частями с использованием танков и артиллерии. В селе Парканы воинская часть 14-й армии перешла на сторону Приднестровья и приняла присягу на верность ПМР. Удалось разгромить и принудить к бегству молдавскую воинскую часть, находившуюся у Бендерского моста. Из молдавских подразделений дезертировал практически весь рядовой состав, поэтому в боях участвовали почти одни офицеры. Полковник Карасев и его начальник штаба подполковник Чиходарь были ранены во время боев на мосту и доставлены в госпиталь. Позже полковник Карасев скончался от полученных ранений. Молдавские части бросали бронетехнику и отступали на окраины города. Тем не менее, уличные бои в Бендерах продолжались до 23 июня. 22 июня два самолета ВВС Молдовы провели бомбардировку моста, но бомбы упали в селе Парканы, причинив разрушения нескольким жилым домам. Несколько жителей села Парканы в результате бомбардировки погибли. В конце концов, один из самолетов был сбит силами противовоздушной обороны 14-й армии – после того, как попытался разбомбить нефтяной терминал.

7 июля в Приднестровье прибыли представители российской стороны, было подписано соглашение о прекращении огня. Спустя две недели, 21 июля, в Москве встретились президенты России и Молдовы Борис Ельцин и Мирча Снегур. На встрече присутствовал также руководитель ПМР Игорь Смирнов. В результате переговоров было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». 1 августа 1992 г. конфликт был заморожен, в Приднестровье разместились миротворческие силы в составе 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Война в Приднестровье носила справедливый народно-освободительный характер со стороны приднестровского многонационального населения, не побоявшегося выступить против превосходящих сил молдавского националистического правительства. В результате боевых действий Приднестровская Молдавская Республика стала фактически самостоятельным государственным образованием, которое, тем не менее, не признано большинством стран мира. Сегодня, спустя 25 лет после вооруженного конфликта, ПМР – настоящее государство со своими органами власти, вооруженными силами, образовательными учреждениями и прочими необходимыми атрибутами.

В результате Бендерской трагедии погибли 320 военнослужащих молдавской армии и 425 приднестровских военнослужащих. По данным молдавской стороны, погибло 77 человек, включая 37 гражданских лиц. Раненых – 532 человека, в том числе 184 – мирные жители. Естественно, что бои в Бендерах не могли не причинить существенного вреда городской жилой и хозяйственной инфраструктуре. Было повреждено 1280 жилых домов, в том числе 60 домов полностью разрушены. Также разрушенными оказались 15 медицинских и 19 образовательных учреждений, 46 промышленных и транспортных предприятий, 603 государственных дома получили частичные повреждения, 5 многоэтажных жилых домов были разрушены. Зверства молдавских националистов в Бендерах стали известны всему миру, хотя западные средства массовой информации всячески старались умолчать или исказить информацию о причинах, ходе и последствиях этих трагических событий. Позиция России в отношении Бендерской трагедии также не может быть воспринята однозначно. Ведь вроде как Россия способствовала разрешению вооруженного конфликта и стала гарантом фактической политической независимости Приднестровской Молдавской Республики, но с другой стороны, не желая ссориться с официальным Кишиневом, российское правительство продолжало поддерживать отношения с молдавским руководством. Несмотря на то, что в действиях молдавской стороны в отношении мирного населения Приднестровья имелись все признаки совершения военных преступлений, политические и военные руководители Молдовы не понесли никакой ответственности за свои преступные действия против приднестровского народа.

События в Приднестровье стали одним из первых конфликтов на постсоветском пространстве, в которых друг другу противостояли открыто прозападные силы молдавских националистов (и пришедших им на помощь румынских наемников и добровольцев) и русские (и советские) патриоты. Есть много общего у событий в Приднестровье в 1992 году и событий в Новороссии (Донецкая и Луганская республики) в 2014-2024 гг. Не случайно, спустя четверть века после событий в Бендерах и других районах Приднестровья, против друг друга в Новороссии оказались фактически те же самые силы. С одной стороны – националисты Украины, выступающие за единый украинский язык в качестве государственного, подавление русскоязычного населения на юге и востоке страны, а с другой стороны – патриоты самых разных убеждений, от монархистов и русских националистов до коммунистов.

Автор Илья Полонский

Использованы фотографии://www.skyscrapercity.com/, //edinstvopmr.ru/, historywars.info

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 75).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА