Русские старообрядцы из Америки стали возвращаться в Россию на дальневосточные гектары

_______________

Такая возможность, спустя десятилетия скитаний по другим странам, появилась благодаря программе "Дальневосточный гектар". Уже несколько семей осваивают бесплатно полученные земли и развивают фермерское хозяйство. Местные власти несказанно рады таким новоселам и тем, кто только собирается вернуться на родину, окажут необходимую поддержку.

Анфиса хлопочет на кухне, попутно разговаривая по мобильному. Обычная история для современных хозяек. Только вот одета девушка в платок и сарафан до пят, а румяные буханки хлеба достает из печи. Анфиса – из общины старообрядцев. Так что и телефон, и стиральная машина для нее вообще-то под запретом. Как и любая бытовая техника.

"Можно, но грех. Дедушка ругается, конечно, Интернета чтобы не было. Как Интернетом не пользоваться? У нас все за границей, с ними как-то переписываешься", – поясняет Анфиса Фефилова.

"Чтобы с родственниками общаться – да", – подтверждает девушка.

Семья из 14 человек только-только переехала в Амурскую область из Уругвая. Как только старообрядцы узнали, что на Дальнем Востоке дают землю, решили – пора возвращаться на Родину.

Новая деревня староверов пока что без названия. Она всего в три дома. Здесь обосновалась одна большая семья, активно осваивает территорию. Они готовы принять других родственников из далекой Южной Америки.

Сомбреро и пара фотографий на память – по ургувайским пальмам и знойному климату они не скучают.

"Зима – это для нас очень хорошо. Чистый воздух, ни комара, ни мошки", – поясняет глава общины старообрядцев Федор Килин.

"Ты бы знала, как мы летели в Россию, как мы в нее хотели, – подчеркивает Татьяна Килина. – То китайцы, то испанцы. Хоть ты как, они не к сердцу – и все, хоть ты как!"

Татьяна Килина немного знает китайский, говорит по-испански и по-португальски. Религиозные гонения вынудили старообрядцев скитаться по странам и континентам почти весь XX век. В Уругвае женщина прожила больше сорока лет. На чужбине жили на деньги, которые удавалось выручить от продажи домашнего сыра, творога, яиц и хлеба.

"Русские вполовину больше берут. Испанцам – надо ему продать, надо объяснить, что как стряпать. Они ничего не знают. Объяснишь, тогда начинают покупать, а иначе он не будет брать", – рассказывает Татьяна.

На амурской земле староверы собираются заниматься все тем же – возделывать землю, растить картошку, пшеницу, овес, разводить скот и птицу. Все навыки передаются из поколения в поколение, а вот в школу детей отдавать не принято – грамоте учат по церковным книгам, написанным на старославянском.

"Нас дома учили читать-писать, решать немножко знаем, считать, всякие-разные другие – нет. Я начала доить корову, мне было 7 лет. С семи лет все и дою, мне уже 44", – рассказывает Ольга Реутова.

Сыну Ольги Левкию исполнилось 18 лет – пора подыскивать невесту. На другом континенте женились и на бразильянках, которые принимали уклад жизни старообрдядцев.

"Если перейдет в мою веру, тогда могу жениться. Так здесь есть христианские, наши то есть", – поясняет Левкий Реутов.

Пока женщины заняты в коровнике или сидят над пяльцами с вышивкой, мужчины работают на земле. Говорят, уругвайские угодья не уступают по плодородности, но обходятся слишком дорого.

"Там тоже несладко жить. Аренду они платят – 200-300 долларов за гектар, а здесь – 2-3 доллара. Есть ведь разница? На аренду там приходится работать. Хочу работать, а никакой выгоды нет", – сокрушается глава общины старообрядцев Федор Килин.

Но и в России у старообрядцев пока не все гладко: проблемы с оформлением документов и недостаток средств на первое время. Килины уже пытались обосноваться в Приморье – не вышло.

"Нам надо гражданство, земли и какую-нибудь технику. Ну, какой-нибудь старенький, чтобы начать работать. В лизинг или как", – поясняет Килин.

Сейчас им готовы помочь на самом высоком уровне – в стране создают службу адаптации для староверов. Там пошагово объяснят, как получить российский паспорт или, например, взять трактор в аренду. Или как обратиться к ветеринару, корова Настя не доится второй день и отказывается от еды.

– Одна она кормилица у вас?

"Дойная одна. Если ее не станет, то проблема будет", – соглашается Настя.

Дает корове марганцовку. Корова не хочет, значит, не отравленная, поясняет женщина.

Если примет амурская земля, получится крепкое хозяйство, то по проторенной Килиными дороге в Россию вернутся и другие старообрядцы.

Кадры из документального фильма Александра Рогаткина "Американская сказка бабки Степаниды": Пока что родню можно увидеть лишь на экране. Мирской ноутбук в жилище староверов, опять же, под запретом. Но чего не сделаешь, чтобы убедиться, что под уругвайским солнцем с близкими все в порядке?


о
Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).
Источник: 

http://новости-россии.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%B7-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%81%

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА