Что может один человек

_________________


Klim Podkova

Каждому гостю города севастопольцы обязательно посоветуют посетить художественный музей: «Непременно сходите, вы не пожалеете!» И действительно, не каждый европейский город имеет такую коллекцию произведений искусства. В музее экскурсовод обязательно расскажет, что в пламени Великой Отечественной Войны пострадали все музеи Крыма, многие погибли полностью, и лишь севастопольская картинная галерея сохранила свою уникальную коллекцию. Сохранила благодаря всего одному человеку - Михаилу Павловичу Крошицкому.

 «Малый Эрмитаж» и его директор

К началу XX века по всему южному берегу Крыма стояли роскошные особняки князей Голицыных, Барятинских, П.А. Демидовых. Надо ли говорить, что каждый особняк был дворцом с коллекцией бесценных произведений искусства. В кабинетах и гостиных висели полотна итальянских и голландских живописцев, в садах и парках стояли изваяния древних скульпторов.

В 1920 году по пустым комнатам гулял ветер. Хозяева бежали, забирая лишь самое ценное, бросая свои богатейшие частные коллекции.  Оказавшиеся бесхозными сокровища начали свозить в Севастополь.

В 1927 году в Севастополе была открыта картинная галерея, основу которой составили более 500 произведений искусства из царского дворца в Ливадии и частных особняков. Произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства художников итальянского Возрождения, Голландии и Фландрии XVII века, Франции и Германии XVIII-XIX в, ценный фарфор, старинная мебель, изделия из бронзы. «Малым Эрмитажем» называли искусствоведы севастопольскую коллекцию. В декабре 1939 года директором галереи стал М.П. Крошицкий.

Все, знакомившиеся с Михаилом Крошицким, первоначально принимали его за потомка петербургских аристократов и удивлялись, когда узнавали что утонченный и интеллигентный знаток литературы и изобразительного искусства  - сын рабочего-котельщика морского завода.

Михаил был потомственным севастопольцем, внуком защитника города в Крымскую войну. Окончил севастопольскую гимназию и в 1915 году поступил на отделение живописи Высшего художественного училища Императорской Академии художеств в Петербурге. Десять лет (1929-1939г.) Крошицкий возглавлял Воронежский областной музей изобразительных искусств, а  в 1939 году вернулся в родной Севастополь, где принял галерею и 2509 предметов музейного значения.  Никто и предположить не мог, какую роль в судьбе музея сыграет этот человек.

Спасти коллекцию!

Первые бомбы упали на город 22 июня 1941 года, город сразу же стал прифронтовым. В сентябре участились авианалеты, и Крошицкий обратился к городским властям с просьбой организовать эвакуацию ценностей севастопольской галереи: «Поймите, всего одна бомба  – и уникальная коллекция погибнет!»

В ответ ему пригрозили расстрелом за паникерство и запретили даже думать об эвакуации: «Галерея должна работать, как будто нет никакой войны!» Как "нет", если война "есть"? И вопреки категорическому запрету директор галереи без лишнего шума начинает готовить эвакуацию ценностей.

Ему никто не помогает, он один, совсем один. Крошицкий ходит по улицам и на развалинах собирает доски, из которых сколачивает ящики. Он пакует в них картины, уникальный мейсонский фарфор, бронзовые часы XVIII-XIX вв. Отбирается только самое ценное. Каждое решение оставить на произвол судьбы тот или иной экспонат Крошицкий принимает с болью, понимая однако, что все спасти невозможно. Более тысячи экспонатов - объемные и тяжелые произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры из бронзы и мрамора, гарнитуры мебели останутся в Севастополе.  В 1945 году Крошицкий вернется в город с тайной надеждой (а вдруг?), но на месте здания галереи найдет лишь груду развалин.

Севастопольская эвакуация

В конце ноября Крошицкий чудом достает грузовик и ночью везет около сотни ящиков в Южную бухту. Царская пристань забита ранеными, женщинами с маленькими детьми, оборудованием промышленных предприятий Севастополя - и все  подлежит эвакуации «в первую очередь» и «вне всякой очереди».

Больше двух недель круглосуточно в дождь и снег (в конце ноября Крым мало напоминает курорт) он сидит на пристани на ящиках и обращается к капитану каждого пришедшего в Севастополь корабля с просьбой «взять ценный груз». Но груз никто не берет. У директора галереи нет разрешения на эвакуацию ценностей, нет эвакуационного талона, нет документов, у него вообще ничего нет!  

В ночь на 12 декабря вывозят оборудование завода из Южной бухты. Крошицкий снова хватает за рукав капитана: «Возьмите!» -  «Что там?» - «Картины, музейные ценности» - «Ты что, дед, рехнулся?! Какие к черту картины?! Война идет!» «Деду» 47 лет, но за последние две недели он действительно превратился в старика. Крошицкий смотрит в глаза офицера: «Но ведь война когда-нибудь кончится».

Капитан дает Крошицкому четырех матросов и 30 минут времени. Под обстрелом атакующих пристань самолетов моряки начинают спешно перебрасывать ящики на палубу. Быстрее, быстрее! Корабль медленно отходит от причальной стенки. Последний брошенный моряками ящик падает уже в море.
Началось 13-месячное скитание Михаила Павловича по станциям, городам, портам, теплушкам и станциям.

Одиссея за два моря

В худом пальто, без денег и спецдокументов Крошицкий прибыл в Батуми. Снова как в Севастополе он сутками напролет сидит на ящиках и просит, умоляет, но слышит в ответ «снаряды везти не на чем!» Через 12 суток умудряется достать вагон и перевозит сокровища галереи в Тбилиси, потом в Баку.

Еще через полтора месяца он переправляет коллекцию через Каспийское море в Красноводск и едет дальше… в никуда. В городах и городках он просит, требует от местных властей принять коллекцию на хранение, но у всех и так забот выше крыши, проще пристроить  этого сумасшедшего из Севастополя к какому-нибудь эшелону, дать сопроводительные документы до следующей станции и отправить с глаз долой.
И он снова едет, едет…  Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Алтайский край. Придет ли конец этим скитаниям?

Чтобы оплатить многочисленные перегрузки и перевозки, он продает немногие оставшиеся у него личные вещи и голодает, хотя продажа любого предмета из севастопольской коллекции дала бы ему возможность безбедного существования в течение нескольких месяцев. Но упрямый Крошицкий считает, что обязан сохранить всю коллекцию, до последнего экспоната.

Наконец зимой 1942г. ему дают документы, в которых указан путь назначения, ценности севастопольской галереи примет город Томск. Стоят 30-градусные морозы, а он едет, не разжигая в теплушке печки – ведь перепад температур может повредить ценным полотнам!

8 января 1943 года «особо ценный груз из Севастополя» прибыл в Томск. Открывшие вагон солдаты с трудом нашли за ящиками полуживого Крошицкого с температурой под 40, с воспалением легких и почек, обмороженными руками и ногами.

За 13 месяцев он пересек два моря и проехал  по железной дороге более 11.000 километров с 43 перегрузками в пути. В своем отчете Крошицкий записал: вывезено из Севастополя - 1236 экспонатов, доставлено в Томск -1236.

Повторное спасение коллекции

Едва подлечившись, Михаил Павлович осматривает спасенные ценности и обнаруживает, что  старинная краска начала сыпаться, на картинах плесень  – многомесячное путешествие не прошло бесследно. Коллекция, проследовавшая из Севастополя в Томск, могла погибнуть в конце пути. Крошицкий сушит, реставрирует картины, проводит промывку, перетяжку – он спасает коллекцию повторно.

В 1945 году Крошицкий везет коллекцию обратно в Крым. Пока в Симферополь – по той простой причине, что в Севастополе осталось всего семь целых зданий и галерею просто негде разместить. Михаил Павлович стал директором объединенной Симферопольской и Севастопольской картинной галерей. В 1956 году коллекция вернулась в родной город, в 1965 году Севастопольская галерея получила статус художественного музея. С 1991 года музей носит имя своего спасителя.


Сегодня  каждая экскурсия в Севастопольском художественном музее начинается словами «Все, что вы сейчас увидите, могло погибнуть в результате бомбежек, могло сгореть, могло стать трофеем немецкого вермахта и исчезнуть, как исчезла Янтарная комната. Могло, если бы не мужество Михаила Павловича Крошицкого, сохранившего для нас эти бесценные сокровища».

Klim Podkova

Источник: Загадки и тайны XX века №10/2017

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 22).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА