Французский писатель Ксавье Моро свидетельствует: В Евросоюзе хочет остаться только Прибалтика.
Е. АРТАМОНОВА: Ксавье, французы хотят свою собственную экономику, хотят отделиться и какие-то решения принимать самостоятельно, и если провести референдум, то он бы показал, что основное число граждан придерживается этой мысли. Но, тем не менее, в Великобритании проводили референдум – и ничего не произошло. Получается, что механизм этот не выстроен. Как быть? Может быть, он не будет выстроен и за год, и за два года ближайших?
К. МОРО: Им некуда спешить. Вы знаете, я понимаю, что Тереза Мэй хочет сначала подписать договор по свободной торговле, по свободному безвизовому режиму с Евросоюзом. Вы понимаете, что проблема Евросоюза в том, что он не имеет зоны свободной торговли. Она должна быть. Это не проблема – не иметь визы, чтобы путешествовать в Евросоюзе или в Европе. Проблема в том, что есть гиперструктура, которую никто не выбирал, в которой настоящие бюрократы, которые решают – и плохо решают – вопросы для всех европейских народов.
Это не демократическая система. Плюс они добавляют правила, нормы, которые идут против интересов, например, французской экономики. Поэтому основная проблема Евросоюза в том, что это не демократическая система. Но подписать соглашения о свободной торговле, о безвизовом путешествии между Великобританией и Францией вполне возможно. Это может быть, это было при Евросоюзе. Я помню, что я путешествовал в Великобританию без визы. И ещё буду путешествовать без визы следующие 15 лет. Тереза Мэй не спешит. Она хочет всё переговорить. Мне кажется, что она очень умная, она знает, что делает. Понимаете, бюрократам это очень мешает. Они хотели бы что-то брутальное, жёсткое – чтобы Великобритания ушла и сразу упала английская экономика. А сейчас наоборот. Значит, это антиевросоюзное движение будет увеличиваться. И во Франции, и в Германии, и во всех европейских странах, которые в него входят. Только, может, в Прибалтике хотят остаться, потому что они получают деньги и там больше ничего нет.
Е. А.: А что ещё хотят слышать французы помимо антитеррористических заявлений? Что ещё их беспокоит сегодня?
К. М.: В основном важным им кажется терроризм. Но это ещё и экономическая ситуация. У нас сейчас ужасно: закрывают заводы (например, «Аристон», который тоже существует в России, опубликовал решение, что они будут закрывать заводы в Бельфоре – это в Восточной Франции). Такие заводы – это очень большая потеря для французской экономики. Но мне кажется, что эта проблема уже связана с Евросоюзом и с евро как валютой.
Е. А.: На ваш взгляд, через сколько лет можно уйти от Еврозоны? Может быть, придёт тот новый президент и действительно будут сделаны такие шаги?
К. М.: Знаете, мне кажется, что Еврозона – это абсурд. Потому что рано или поздно (может быть, это не будет решение) система просто начнёт падать, как Советский Союз, потому что уже невозможно будет жить. Это касается и Еврозоны, и даже Евросоюза. Эта система держится как тоталитарная система. И если завтра делать референдум во Франции по Евросоюзу, то будет то же самое, что в Великобритании. И даже Германия, для экономики которой это очень хорошо, устала платить за всех – за Грецию и так далее. И потому я жду срабатывания автоматического механизма, потому что система, которая не может существовать, падает. Так произошло с Советским Союзом, так произошло несколько раз за нашу историю. И я думаю, что всё, что произошло во время Брексита, и тот факт, что 15 лет назад, когда был референдум, когда мы спросили мнение народов Евросоюза, они все отказали, на каждый вопрос ответили «нет». Хотите соглашение с Россией и с Украиной? Нет. Хотите Европейскую Конституцию? Нет. Хотите Брексит, уйти от Евросоюза? Да, потому что эта система уже давно бы закончилась, если бы у нас была демократическая система. Но, к сожалению, у нас нет демократии.
Е. А.: Да? То есть вы считаете, что те договорённости, которые были достигнуты недавно, не приведут ни к чему?
К. М.: Вы понимаете, Запад мог обещать любой группировке, любым бандитам правительство. Они это сделали в Косово, они дали албанской мафии одно маленькое правительство. Они это сделали и с фашистами в Хорватии, они это сделали с фашистами на Украине, они это сделали с исламистами в Ливии и так далее. Если Асад удержит, если он будет, то тогда в следующий раз они обратятся к группировке бандитов, исламистов, фашистов. Но смотрите: Асад ещё у власти.