Европейская комиссия отказалась поддержать финансово планы Литвы, Латвии и Эстонии по экспансии сжиженного природного газа в Балтийский регион и Европу в целом
Брюссельские чиновники открыто дали понять Вильнюсу, Риге и Таллину, что их планам по полной замене российского трубопроводного газа сжиженным из Скандинавии и США, по крайней мере в ближайшем будущем, не суждено сбыться.
Из списка общеевропейских энергетических проектов, который накануне утвердила Еврокомиссия, были вычеркнуты все инфраструктурные проекты СПГ Литвы, Латвии или Эстонии. В том числе и заявка Литвы на признание Клайпедского терминала СПГ Independence региональным. Это позволило бы Вильнюсу получить из консолидированного бюджета ЕС порядка 150 миллионов евро компенсации на содержание дорогостоящего терминала, который ежесуточно обходится литовскому бюджету в 150 тысяч евро.
Вильнюс долгое время уговаривал Ригу и Таллин, присоединиться к проекту Клайпедского терминала СПГ и сделать его региональным, что позволило бы рассчитывать на помощь из Брюсселя. Но власти Латвии и Эстонии так и не согласились.
А почему собственно они должны были это делать? Ведь Литва, приобретая в лизинг огромный плавучий терминал, мощность которого намного превышают собственные потребности, не спрашивала совета и не предлагала «вступить в долю» Латвии и Эстонии. Это было ее [Литвы] единоличное политическое решение в ущерб экономической целесообразности. Об этом открыто заявляли и экономисты, и инженеры еще на стадии разработки и утверждения проекта. Но громкие требования правых – консерваторов Литвы и лично президента Дали Грибаускайте о том, что надо во что бы это не стало, отказаться от услуг Газпрома, заглушили голоса скептиков. Сиюминутные политические дивиденды растаяли с последними аккордами бравурных маршей в день (27 октября 2014 года), когда Independence бросил якорь в Клайпедской бухте и … включился счетчик оплаты за его аренду у норвежской компании «Hoegh LNG».
Уже три года Литва тянет этот «СПГ-чемодан без ручки», но упорно улыбается и рассказывает об успехах замены российского газа сжиженным природным из Норвегии и США. Правда, при этом какие-либо подробные финансовые отчеты, с ценами, прибылями или убытками, не приводит. Своим же жителям-потребителям, из карманов которых в конечном итоге и оплачивается содержание терминала, лишь периодически напоминают, что «независимость дорого стоит» и «надо бы еще чуть-чуть потерпеть».
А недавно даже сам президент США Дональд Трамп подбодрил и назвал Литву чуть ли не главной надеждой Вашингтона в стратегических планах Америки по поставкам своего СПГ в Европу. Что это, как не победа? Правда, каких-то реальных денег в поддержку не обещал и реальную цену американского СПГ, по которой он поставляется в Литву, не озвучил. Экономисты же говорят, что она [цена] по меньшей мере на треть выше цены российского газа.
В литовских СМИ прибытие каждой, даже небольшой, партии СПГ в трюмы клайпедского терминала озвучивается фанфарами. Но между ними как-то незаметно и тихо проскользнуло сообщение министерства энергетики от 28 ноября 2017 года, что «в связи с сокращением потребления газа в Литве в 2018 году подорожает содержание Клайпедского терминала сжиженного природного газа (СПГ)». На сколько конкретно и как это отразится на кошельке простого жителя Литвы? Об этом все также скромно умалчивается. Правда, в сообщении министерства, которое приводит издание Обзор, говорится что «это решение окажет значительное влияние как на резервное топливо, так и на потребителей, которые не постоянно используют газ и это должно снизить цены на отопление».
Ключевые слова «снизить цены на отопление» народу понятны, а вот во что обойдется казне продолжение сообщения, что «составная часть безопасности СПГ, по сообщению администрирующей компании Amber Grid, повышается, поскольку на 20% сокращаются мощности потребления: в 2018 году была заказана мощность в 150 тысяч мегаватт-часов в сутки, а в 2017 году — 187,3 тысяч мегаватт в сутки», простому жителю, не обремененному знаниями, объяснить очень трудно. Да, видимо, и не надо.
Зачем забивать ему голову такими пустяками?
Владимир Матвеев