Баталия при Фридрихштадте

_______________


Фрагмент пластины (модель для цилиндра-копира) с изображением взятия Фридрихштадта,1713 г. Автор: Мастер: Нартов А.К.


11 февраля 1713 года русские разгромили шведов у границ Дании


К началу 1713 года в войне России со Швецией произошел решительный перелом. Основные силы шведов во главе с самим Карлом XII были разбиты еще в 1709 году под Полтавой, а за следующие три года русские войска, громя неприятеля, полностью заняли Прибалтику и затем продвинулись далеко на запад в Померанию.

Тогда эта территория по южному берегу Балтийского моря (которую в наше время пополам делят Германия и Польша) была шведским владением, она так и называясь Svenska Pommern — шведская Померания. В боях на этих землях русская армия должна была действовать против шведов в союзе с войсками Дании и Саксонии.

Однако в декабре 1712 года, еще до прибытия русских войск, на западе Померании опытный шведский фельдмаршал Магнус Стенбок с отрядом в 16 тысяч человек разгромил объединенное 20-тысячное датско-саксонское войско. И только появление здесь в январе 1713 года 45 тысяч русских солдат кардинально изменило стратегическое положение.

Шведы тут же прекратили активные действия и перешли к обороне. Они рассчитывали отразить русское наступление на хорошо укрепленной позиции в городе Фридрихштадте (ныне небольшой поселок на самом севере Германии, в провинции Шлезвиг-Голштиния, недалеко от датской границы).

Город располагался вблизи моря, был окружен многочисленными каналами и не проходимыми в условиях распутицы болотами. Зима в этих краях, в отличие от русского климата, мягкая, почти без морозов, и к концу января 1713 года окружавшие Фридрихштадт не покрытые льдом болота стали почти непреодолимым препятствием.

К тому же шведы разрушили плотины на окрестных каналах, затопив местность и сделав ее еще более недоступной. В итоге к Фридрихштадту можно было подойти только двумя узкими плотинами, «укрепленными перекопами и батареями» — так о них донесла разведка Преображенского полка, чей доклад сохранился в архивах до наших дней.


Датчане и саксонцы, не раз битые шведами, отказались от атаки столь хорошо защищенного природой укрепления. Русским пришлось действовать самим, без европейских союзников.

 

Царь Петр I прибыл в район Фридрихштадта 9 февраля (по новому стилю) 1713 года. Изучив донесения разведки и лично осмотрев позиции неприятеля, он сам начертил план штурма шведских укреплений. Пехота должна была решительно атаковать главную дамбу, ведущую в город, а кавалерии поручалось совершить обход правого фланга противника и атаковать его по второй дамбе.


Атака русских началась 11 февраля 1713 года за три часа до рассвета. В полной темноте на шведов двинулись четыре батальона Преображенского и Семеновского полков и один батальон гренадеров под командованием генерал-майора Федора Глебова, опытного военачальника, когда-то начинавшего военную службу еще в «потешных полках» царевича Петра.

Русским пришлось идти в атаку по узкой простреливаемой плотине, двигались длинной колонной по 6–8 человек в ряд. Даже на плотине не было твердого покрытия, ноги гвардейцев и гренадеров тонули в непролазной грязи. «Понеже такая была вязкая грязь, что не только со всех солдат обувь стащило, но у многих лошадей подковы выдрало» — так на следующий день описывалась атака на Фридрихштадт в дневнике, который вели адъютанты Петра I.

Без обуви, босые русские солдаты бегом в штыки атаковали врага. Плотину защищали один за другим три «перекопа» — построенные шведами укрепления с артиллерией. Первый и второй «перекопы» русские захватили сходу, переколов штыками не ожидавшего дерзкой ночной атаки неприятеля.

С третьего «перекопа» шведы успели открыть картечный огонь из пушек. Однако находившиеся в атакующей колонне гренадеры решительно бросились вперед и, приблизившись вплотную к врагу, забросали шведские укрепления ручными гранатами, чем обеспечили успех русской штыковой атаки.

Шведы, не выдержав такого решительного удара, скинули в воду пушки и побежали. Отступающий неприятель зажег строения, имевшиеся на узкой дамбе, в надежде, что огонь задержит русское наступление и даст время шведам подготовиться к отражению атаки в самом Фридрихштадте. Однако наши солдаты не остановились и сквозь огонь ворвались прямо в город.

Войска шведского фельдмаршала Стенбока начали общий отход, отступив из города к деревне Кольдебиттель. Отступающих тут же атаковали драгунские полки русских, обходившие район Фридрихштадта. Лошади не могли пройти по заболоченной местности, и русские драгуны шли в атаку пешим порядком, под общим началом ближайшего соратника царя Петра генерала Александра Меньшикова.

Когда к драгунам Меньшикова подоспела наша пехота, шведы, потеряв несколько сотен пленных, окончательно отступили. Поскольку неприятель не ожидал столь решительной атаки русских по узкой плотине, то сопротивление растерявшихся шведов оказалось слабым, и русские войска в ходе баталии за Фридрихштадт понесли минимальные потери — всего несколько десятков убитых и раненых.

Уникальный случай в нашей истории, когда все павшие и раненые в той битве трехвековой давности известны поименно. Например, Ярославский драгунский полк (который впоследствии станет Кирасирским полком лейб-гвардии) в тот день, 11 февраля 1713 года, потерял всего четырех человек: погибли поручик Чириков, драгуны Козлов и Пономарев, а драгун Шишкин раненым попал в плен к неприятелю. Вскоре пленного Шишкина обменяли на двух захваченных в том бою шведов.

12 февраля 1713 года в отбитом нашими войсками Фридрихштадте разместилась ставка Петра I. Через три месяца шведские войска в этом районе окончательно капитулируют, и Северная война еще более приблизится к победному завершению.


Алексей Волынец

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 97).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА