Едва ли не главным сюрпризом прошлой недели лично для меня стала жаркая дискуссия, разгоревшаяся в мировых и отечественных — причем не только в либеральных, но и вполне себе в государственнических — СМИ вокруг строительства газопровода «Северный поток-2».
Поляки и украинцы, утверждала одна из сторон спора, жестко возражают! На самой Мюнхенской конференции по безопасности! И поэтому «стоящие за ними американцы» вторую ветку российского газопровода вот-вот запретят! Непременно и обязательно!! Надавив… да хоть бы и на немцев!..
Их оппоненты в основном отмалчивались.
Начали же эту атаку, как водится, из-за океана — публикацией в The Foreign Policy статьи Дэвида Кораньи с прямолинейным, как телеграфный столб, заголовком «США должны всеми силами заблокировать «Северный поток-2». Продолжили, как водится, у нас: причем не только в привычной тусовке «дятлов демократических информационных агентств», но и среди вполне уважаемых людей, включая участников главного ток-шоу ведущего телеканала страны.
Самое иррациональное в этом безумном «хайпе» вот что: все эти светлые люди отчего-то так и не поинтересовались мнением «главного героя» (или, если угодно, «злодея») душещипательной драмы. То есть энергетического лобби самих Соединенных Штатов Америки, которое якобы и собирается блокировать поставки российского трубопроводного газа в Европу. И стараниями которого в США не так давно демонстративно исключили «СП-2» из всех «санкционных списков».
Да что там списки! Наша труба теперь не подпадает даже под действие того самого закона, принятого Конгрессом, который положено считать «главным русофобским актом Америки».
Ну, видимо, правильно сделали, что не поинтересовались. Не то вся «картинка мира» светлых людей тут же обрушилась бы.
Попробуем еще раз максимально обстоятельно разъяснить, в чем тут дело.
Три кита для здорового капиталиста
Дело в том, что глобальный энергетический проект под названием «русский газ в Европе» имеет для США, безусловно, много минусов — но еще больше плюсов. И когда стало окончательно ясно, что русские ни при каких обстоятельствах не будут продолжать пользоваться украинской ГТС, у Штатов просто не осталось других вариантов, кроме как отойти в сторонку.
Нет, конечно, «благословлять» российскую трубу американцы не собирались. Однако противодействовать этому проекту больше не намеревались.
Никаких заумных объяснений столь «странного» поведения Вашингтона нет, тут работает банальная «политическая арифметика». Когда здоровые капиталистические силы в США — до и без всякого Дональда Трампа — осознали чудовищные диспропорции собственной экономики, в которой «надстроечные» услуги, прежде всего финансовые, составляют уже почти четыре пятых от ВВП, им стало понятно, что «лидера надо спасать». Даже несмотря на адское сопротивление части своих же «глобальных элит» — тупых, как курица с отрубленной головой, жадных и способных лишь на то, чтобы жрать и испражняться «вечными демократическими ценностями».
Но как же они, здоровые капиталистические силы, до этого дошли? Да просто Соединенные Штаты — это отнюдь не только Уолл-стрит и обслуживающие его модельеры, дизайнеры, Бродвей и прочая «интеллигенция». А еще и 325 миллионов человек населения, стремительно нищающего и при этом — благодаря «второй поправке» — до зубов вооруженного. Понятно, что долго так продолжаться не может: даже те пирамиды, что построены на основании Бреттон-Вудских соглашений, с исторической точки зрения, рано или поздно разрушатся.
Рецепт же лечения выбран был простой. Своей банальностью он вряд ли порадовал бы наших местечковых «демократических экономистов». Реиндустриализация. И ее «первые три кита»: ВПК, вложения в инфраструктуру (то есть в скучные мосты и дороги вместо айфонов пятнадцатого поколения), а также добыча и торговля энергоносителями. Вам, кстати, это ничего не напоминает?
Нам тоже напоминает, но мы тут скромно промолчим. Потому что это базовые, основополагающие законы экономики, понятные по обеим сторонам любого из океанов. Но о которых почему-то не знают господа «демократические экономисты» — ну да и бог им судья.
Кстати, так и родилась, в том числе, и знаменитая «сланцевая революция», один из аспектов которой мы сейчас будем разбирать.
Обещать — не значит жениться
«Сланцы», в общем-то, всем хороши, кроме одного аспекта — уж больно они дорогие. Чисто по себестоимости добычи, какие технологии ни применяй. Поэтому, готовясь к их лавинообразному экспорту, США отдавали себе отчет: на нынешнем уровне технологии добычи «сланцев» под них подходит только один рынок — премиальный рынок СПГ Юго-Восточной Азии, где они будут хоть как-то конкурентоспособны. И этот рынок было необходимо «расчищать» — в первую очередь, от арабского газа, перенаправив его в Европу.
Однако — не получилось. Башар Асад, по стране которого и должен был идти «арабский трубопровод» в Старый Свет, — пусть не без помощи русских ВКС, но в кресле своем усидел. А Суэцкий канал и так перегружен.
Но и это не все. Русские еще ведь умудрились доказать, что вполне способны и сами выйти на рынки СПГ: циклопические мощности по сжижению на ямальской Сабетте — весьма яркое тому свидетельство. Для наиболее зашоренных пришлось послать танкер — из Сабетты в Бостон.
И тут перед американскими реалистами в добывающей отрасли встала дилемма. С одной стороны, хотелось традиционно насолить русским, особенно в отместку за уцелевшего Асада. С другой стороны, каждый кубометр российского газа, прокачанный в Европу, — это минус кубометр российского СПГ на азиатских рынках. И что же им было выбрать?
В США отлично поняли, что при необходимости русские вполне способны настроить эдаких «сабетт» повсюду: от Балтики до Владивостока. А оно американцам надо?
Ответ был настолько очевиден, что бросался в глаза каждому вашингтонскому ежику, даже если он принадлежал к «ослиной» партии. Пусть лучше русские качают свой газ в Европу, бог с ними! Это всяко лучше, чем если бы Москва вывалила все не принятое Европой топливо на рынки АТР.
Именно в этом, а не в мощи полумифических «германских лоббистов», кроется главная причина исключения северных и южных «потоков» из американских санкционных списков: от бумаг Конгресса до решений администрации Белого дома.
Да, ослов, с кавычками и без, в американских бюрократических структурах хватает. Но вот в американском бизнесе их все же маловато для всяких глупостей. Не Украина, чай.
Так что, когда гордый польский премьер бросается с саблей наголо под германский танк из-за «Северного потока-2», надо четко понимать: говорить поляк может все, что угодно, — но американской поддержки за его спиной совершенно точно нет. А если что и обещано легкомысленным польским красавицам, то обещать — не значит жениться.