Фото: iris wright / shutterstock.com
Экономическое сотрудничество России и Китая в прошлом году привело к созданию новых инструментов по избавлению от долларовой зависимости. Обе страны нашли способы обойти международную межбанковскую систему SWIFT, однако пока «обходные маневры» ограничиваются локальным уровнем двустороннего взаимодействия. Тем не менее, в КНР нащупали механизм, который мог бы совершить прорыв в «тихой войне против доллара».
Речь идет о системе PVP (payment versus payment), используемая в биржевой торговле. Её преимуществом во внешней торговле является то, что она позволяет избежать проведения платежей через SWIFT и соответственно избавиться от доллара в промежуточных транзакциях. В октябре 2017 года такая система была запущена КНР для обслуживания сделок с Россией, однако в перспективе Пекин рассчитывает распространить её на все страны, с которыми ведет активную торговлю.
Очевидно, к переходу на PVP в отношениях с Россией Китай стимулировала высокая доля доллара в двусторонних расчетах. По данным на сентябрь 2017 года, доля рубля и юаня в российском экспорте в Китай составляла всего 17%, а в импорте – 18,6%. Соответственно большая часть расчетов была проведена в западной валюте (долларах и евро), причем на доллар пришлась основная часть – 78,8% в экспорте и 76% в импорте России.
Как видим, несмотря на переход на национальные валюты в двусторонней торговле между РФ и КНР, доллар по-прежнему играет высокую роль в транзакциях за счет своего мирового резервного статуса. Тем не менее, попытки создать аналоги SWIFT имеют большие перспективы.
Первый шаг в этом направлении сделал Китай, запустив в октябре 2015 года международную платёжную систему CIPS (Chinese International Payment System), однако её работа ограничена зоной юаня. Россия создала свою собственную систему обслуживания банковских расчетов лишь недавно в ответ на санкционные угрозы заблокировать SWIFT. Она называется «Система посылки финансовых сообщений» (СПФС) и рассчитана на расчеты внутри страны.
Обе системы имеют большой трансграничный потенциал за счет ориентации российской и китайской экономик на трансевразийскую торговлю. Уже в ближайшее время услуги СПФС станут доступными для банков и компаний Евразийского экономического союза, а Китай планирует вывести свою систему CIPS на весь «Новый шелковый путь», который пройдет по всем континентам. Китайский проект «Один пояс – один путь» станет конкурентом американской глобализации, а ближайшим союзником КНР в финансовой борьбе с США будет Россия.
В октябре прошлого года Китай окончательно институционализировал в России расчеты в юанях, открыв в Москве филиал своего Промышленно-торгового банка. Новая система двусторонних расчетов на бездолларовой основе PVP, вероятно, станет «пробным шаром» для избавления от американской валюты в торговле с другими странами. В настоящее время такие договоренности достигнуты Москвой с Турцией, Ираном и Азербайджаном.
Все эти меры позволят защитить российскую экономику от санкционного давления Запада и смягчат эффект «схлопывания долларового пузыря», который рано или поздно произойдет из-за серьезного дисбаланса в американской финансовой системе.
Alena Bajowa,
специально для Politikus.ru