Поляки – один из самых рассеянных народов мира. Считается, что за пределами Польши проживает около 20 млн поляков. В одном только Чикаго их 3 млн, а всего лиц польского происхождения в США – почти 10 млн. Но одной из самых экзотических польских диаспор считается гаитянская.
Поляки попали на Гаити в составе карательного отряда наполеоновских войск в 1801 году. Гаити была французской колонией, и когда чернокожие рабы подняли восстание против французских колонизаторов, Бонапарт, недолго думая, послал поляков подавлять освободительное движение гаитян.
Командовали поляками французы. Всего на остров прибыло 5 200 поляков, но много сотен из них, в том числе и командующий польскими легионами генерал Владислав Яблоновкий, умерло от неведомых тропических болезней, с которыми поляки, как европейский народ, ранее не сталкивались. Уцелевшие принимали участие в сражениях с восставшими невольниками.
Чая возрождения Речи Посполитой «от моря до моря», поляки с готовностью служили любому западному диктатору, который только обещал им исполнение их мечты. В начале XIX века таковым диктатором был Наполеон, и поляки были добровольными соучастниками всех преступлений, совершённых французами в ходе непрерывных войн, которые вёл Париж.
Поляки – это народ, который «любит смотреться в зеркало». Самолюбование и превозношение собственной жертвенности – стержневые элементы польской народной идентичности. В Польше существует миф, что поляки – это народ, рождённый быть свободным, генетически не переносящий диктатуры и тирании. Поэтому всегда в своей истории поляки грезили не только о своей свободе, но и несли свободу порабощённым народам. «За нашу и вашу свободу!» - этот лозунг очень мил полякам.
Но какую свободу несли польские легионы, прислуживая европейским колонизаторам? Истории известна роль польских легионеров в подавлении антинаполеоновского восстания испанцев (1808-1809). Штурм Сарагосы, штурм Мадрида вписаны кровавыми буквами в историю испанского народа.
К слову, только два народа оказали «корсиканскому чудовищу» мужественное сопротивление – русские и испанцы. Испанцы встали на борьбу все – от мала до велика. В мемуарах участников тех событий встречаются сведения о том, как испанские женщины угощали французов отравленной едой. Французы требовали накормить ею сначала детей, чтобы удостовериться, что еда не отравлена. Испанские матери на глазах французов кормили собственных чад отравленными продуктами, ели сами и смотрели, как наивные французы с аппетитом уплетали угощение. Потом в муках умирали все – и испанские дети, и их матери, и французские оккупанты. Так вот поляки были на стороне французов, резали и терзали мужественных испанцев за их непокорность Наполеону, и за свою Речь Посполитую «от моря до моря».
Но ещё до Пиренейских походов Бонапарта поляки с готовностью отправились карать гаитян. Ведь Бонапарт обещал им свободную Польшу, а, ради этой цели, что значит несвобода какой-то кучки гаитянских негров?
Но гаитяне оказались крепким орешком. Они заманивали поляков и французов в джунгли, болота и горы, устраивая засады, истребляя их метким огнём.
С пленными чернокожие не церемонились. По свидетельству участников тех событий, поляков привязывали к дереву и отрезали уши и языки. От их воплей у остальных поляков стыла в жилах кровь. Потом польско-французские войска шли наказывать непокорных рабов, потом рабы шли отмстить за погибших товарищей и т.д. и т.п.
…Победили, всё же, гаитяне. Остров освободился от французской оккупации. К тому времени часть поляков (более 200 человек) успели перейти на сторону восставших. Возможно, их, действительно, возмутила та безжалостная политика, которую проводил Наполеон на Гаити. В Европу вернулись вместе с французами около 300 поляков. Получается, костьми в гаитянской земле легли более 4 000 польских легионеров.
И современная польская историография тут же состряпала очередной миф о поляках, сражавшихся за свободу гаитян. Да, те 200 поляков, может, и сражались за свободу Гаити, но ведь большинство польских легионеров преданно служили французам. Из 5200 легионеров только 200 или чуть более встали на сторону униженных негров, а 5000 истребляло их всеми доступными способами. С таким же успехом и немцы могли бы утверждать, что в 1941-1945 годах сражались за свободу Европы, раз уж в рядах антигитлеровских войск были немцы-антифашисты.
Глава независимого Гаити Жан-Жак Дессалин, памятуя о боевых заслугах тех поляков, кто перешёл на сторону гаитян, даровал им всем гаитянское гражданство. Их потомки и ныне живут в Казале – горной деревушке, смешавшись с местным населением. Их кожа темнее, чем у поляков в Польше, но светлее, чем у гаитян и светлые глаза. Они помнят о своём польском происхождении, но говорят уже только по-креольски. Их фамилии переделаны на французский манер. Был Потоцким, стал Пото.
Большинство польских публицистов, пишущих о поляках-гаитянах, если и упоминают о соучастии польских легионов в расисткой политике Парижа, то только вскользь, и тут же рассказывают о том, как гордые поляки отказались выполнять приказы французского командования. Далее всё повествование только об этих непокорных поляках (напомню, их было чуть более 200), а об остальных 5 000 – ни слова. То, что некоторые историки утверждают, что часть из этих двухсот была взята в плен, помилована гаитянами, и поэтому осталась на острове, польские публицисты предпочитают не замечать.
В государственном гимне Польши есть такой куплет: «Перейдём Вислу и Варту, будем поляками! Дал нам Бонапарт пример, как надо побеждать». Напомню, что гимном Польши стала песня польских легионеров, сражавшихся в Италии, т.н. «Мазурка Домбровского», поэтому припев польского гимна следующий: «Марш, марш Домбровский с земли итальянской в Польшу. Под твоим началом соединимся с народом».
Позвольте, господа поляки, но если вы так хвалите поляков, вставших в 1801 году на сторону гаитян, почему в государственном гимне вашей страны воспевается Бонапарт, тот самый, который давил огнём и мечом гаитянское восстание? И Бонапарт всегда был для поляков фигурой почётной, даром что расист. И позже, в 1808 году в Испании и в 1812 году в России поляки, с их лозунгом «За нашу и вашу свободу!», добровольно участвовали в наполеоновских зверствах.
Далее. Ян Генрик Домбровский, который упоминается в гимне Польши, был дивизионным генералом в армии Наполеона, и как раз из состава его легионов были выделены люди для отправки на Гаити. Домбровского это как-то мало волновало, и он предпочёл быть на стороне французских расистов.
И напоследок. Польские мифотворцы могут сколько угодно разглагольствовать о благородстве поляков, прибывших на Гаити, но факт остаётся фактом: последней битвой гаитянского восстания было сражение при Вертье 18 ноября 1803 года, и поляки тогда сражались на стороне французов. Битва была проиграна европейцами, и Гаити стала независимой.
На фото – гаитянские поляки