Максим КОНОНЕНКО
Я много раз рассказывал вам о том, как ученые экспериментально или с помощью серьезных теорий подтверждают то, что всему остальному человечеству и так очевидно, без всяких ученых. Но все же иногда научный эксперимент подтверждает и объясняет что-то такое, что ты наблюдаешь, но не можешь понять. Вот, скажем, почему чиновники так любят вешать в своих кабинетах портреты начальства? Зачем в школьных кабинетах висят портреты ученых, имена которых знакомы учащимся только по названиям единиц измерений? И зачем, наконец, разной степени авторитарности режимы увешивают и утыкают свои страны разного рода изображениями любимого руководителя?
Оказывается, это имеет практические значение. В психологии вот уже почти сто лет известен так называемый Хоторнский эффект, который выражается в том, что под наблюдением человек склонен менять свое поведение в сторону более социального. То есть, грубо говоря, если над вами кто-то стоит — то вы более старательны и покладисты. Школьники, скажем, знают это не понаслышке — когда рядом проходит учитель, ты перестаешь ерундой заниматься, а занимаешься делом. Обыватель наверняка склонен объяснять это простым опасением. А вот американские психологи доказали, что все куда интереснее.
В одном из музеев Вирджинии они поставили коробку для денег с простой надписью: «Мы будем благодарны за пожертвование». А на что пожертвование и для кого — не написали. Эксперимент длился четыре недели, в течение каждой из которых над коробкой для пожертвований последовательно менялись изображения простого стула и человеческих носа, губ и глаз. И выяснился удивительный факт. В ту неделю, когда над коробкой висело изображение глаз, средняя сумма пожертвований оказалась почти в два раза выше, чем в те недели, когда висели нос, губы и стул.
Понимаете? Оказывается, для того, чтобы поведение человека стало более просоциальным, присутствие живого наблюдателя вовсе не требуется. Достаточно просто глаз, которые за тобой как бы наблюдают. И уже одного этого достаточно для того, чтобы человек стал хорошим, отзывчивым, и производительность труда его резко повысилась.
Ну что же, теперь перед человечеством открываются новые перспективы. Вместо всех этих портретов начальства и ученых, вместо скульптур любимых руководителей можно усыпать весь этот мир каким-нибудь унифицированным изображением глаз. Законодательно обязать размещать изображения глаз на всех предметах мебели, на обоях, на одежде, на сигаретах и алкоголе. А через годик-другой посмотреть, стало ли от этого человечестве лучше.
Ученые говорят, что должно.