Совет Европы: без России, но с Украиной

_________________

 


Павел Шипилин



Похоже, генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд смирился с «потерей» России — на недавней пресс-конференции в Финляндии он предупредил о вероятности выхода РФ из организации. «Существует реальная опасность того, что Европа столкнется не только с Brexit, но и с Ruxit», — образно выразился политик.

В чем же опасность?

Турбьёрн Ягланд — один из самых авторитетных наших защитников в Парламентской ассамблее Совета Европы, что лишний раз подтвердилось на последней сессии. Он дрался, как лев: «У меня есть свое мнение, уже долгое время, и вы его знаете. Мы не имеем права лишать людей, которые здесь заседают, права голоса при избрании генсека или судей», — пытался вразумить собравшихся генсек СЕ. Но так и не смог справиться с украинской делегацией, которая развила бурную деятельность.

Сыр-бор разгорелся вокруг проекта документа, менявшего правила, по которым ПАСЕ могла накладывать санкции на государства, — вместо половины делегатов предлагалось лишать права голоса двумя третями. Однако документ так и не был принят.

Правда, от внимания собравшихся на сессию ускользнуло изменение настроений в российском руководстве. Точнее, ему не придали значения. Между тем, спикер Совета Федерации заранее объявила о том, что голосование за изменение регламента уже не имело смысла: «У нас созревает внутреннее решение выйти из Совета Европы. Я вам говорю это искренне, — сказала она, обращаясь к главе ПАСЕ Лилиан Мори Паскье. — Если Совет Европы с этим согласится, с этим смирится, если для него не ценно участие Российской Федерации, значит так тому и быть».

Как правило, наши горячие головы, наблюдая за острыми дискуссиями, проходящими в международных структурах, а тем более если Россия дискуссию проигрывает, выносят однозначный вердикт: надо выходить, нечего выслушивать оскорбления. Я не сторонник резких движений, тем более если идет речь об организациях, учредителями которых мы являемся, например ООН или ОБСЕ.

ООН и ОБСЕ

Что касается ООН, то выйти из нее предлагают все-таки редко. Называют бесполезной говорильней, не более того. Хотя говорильня — это и есть смысл ее существования, цель, к которой стремилось человечество последние два века, начиная с Венского конгресса 1815 года. До начала Первой мировой войны регулярно проводились конференции, заложившие основы современного международного права, потом была создана Лига наций, куда вошли не все государства, а после ужасов Второй мировой войны острую потребность в постоянно действующей площадке ощутили все.

ООН — это вовсе не наднациональное правительство, как, возможно, кто-то думает. Это просто место, где представители всех стран могут собраться буквально в течение нескольких часов для обсуждения кризисных ситуаций. Соответственно, генсек ООН — это не президент мира, а всего лишь функционер, обеспечивающий условия для общения и дискуссий. Не более. Не стоит наделять Организацию Объединенных Наций ответственностью, которой у нее нет и никогда не было.

Также Россия является учредителем ОБСЕ, которая когда-то называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эта организация была создана в середине 1970-х годов прошлого века как постоянно действующий международный форум представителей европейских государств, США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности на субконтиненте. В 1994 году после распада СССР и Югославии была переименована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

С течением времени американцам удалось ее основательно переформатировать, было создано Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое стало вмешиваться в дела новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. И даже организовывать цветные революции.

Как это работает, можно видеть на примере Украины.

Вряд ли ошибусь, если предположу, что нынешний вице-спикер Верховной рады галичанка Оксана Сыроед, возможно, единственный серьезный человек в украинском паноптикуме. Причем заслуг перед Майданом у нее нет, никто ее не видел на баррикадах. Чем же она заслужила столь высокий пост?

Все станет на свои места, если обратить внимание на ее карьеру.

- С июня 2004 года по август 2012 года — национальный менеджер проектов миссии ОБСЕ на Украине.

- С сентября 2012 года — директор Всеукраинского благотворительного фонда «Украинский юридический фонд».

- С декабря 2014 года — заместитель председателя Верховной Рады Украины.

Даму вели в высшие эшелоны власти, начиная с первого Майдана. Однако до второго Майдана на Украине ее мало кто знал. Что, как видите, не помешало депутатам избрать ее своим вице-спикером. Так велели старшие товарищи.

Кстати, именно Оксана Сыроед подготовила в 2015 году постановление Верховной Рады № 2765 Об отступлении Украины от отдельных обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по которому жители ДНР и ЛНР были лишены своих прав. Она была докладчиком. Не сомневайтесь, эта весьма опытная правозащитница-бандеровка предварительно проконсультировалась на прежнем месте работы и получила добро. С ОБСЕ у нее сохранились прекрасные связи.

Должна ли Россия выходить из этой странной организации, чья работа направлена исключительно на создание русофобских государств по периметру наших границ? Ни в коем случае. Ведь тогда «посольства» ОБСЕ, воспитывающие сегодня новую элиту в Ашхабаде, Астане и других столицах экс-республик СССР, окажутся совсем уж бесконтрольными. Пока мы все же имеем возможность худо-бедно влиять на их деятельность.

Мы просто не имеем права оставить Среднюю Азию, Закавказье, Молдавию на съедение нашим геополитическим конкурентам. Которые, конечно, будут только рады от нас избавиться.

Все как раз наоборот: Россия должна научиться использовать международные структуры, созданные при нашем непосредственном участии, в собственных целях. И момент для изменения повестки сегодня, когда Америка по своей инициативе сворачивает зарубежное присутствие и срезает финансирование программ, ссорится с союзниками и начинает торговые войны, просто уникальный.

Для начала мы должны сделать все, для того чтобы вывести из состава ОБСЕ США и Канаду. Им там не место. Нашим представителям — штатным сотрудникам, а также делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ — следует работать в этом направлении терпеливо и настойчиво. Невзирая на оскорбления и подтасовки, которые еще долго будут портить нам настроение.

Соединенные Штаты за последние двадцать лет неоднократно нападали на суверенные государства — это ли не повод начать кампанию по изгнанию агрессора из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе?

Напомню еще об одном факте, который даже больше, чем развязанные войны, годится для обвинения США в нарушении устава ОБСЕ. В 2012 году прокурор Техаса Грег Эббот не пустил наблюдателей на выборы и даже пригрозил арестом, если они «приблизятся к избирательным участкам ближе, чем на тридцать метров». Хамское предупреждение нашло отражение в отчете миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое руководит мониторингом, наблюдатели пожаловались на самоуправство техасского прокурора госсекретарю США Хиллари Клинтон. Однако Грег Эббот, разумеется, наказан не был.

Если США не в состоянии обеспечить присутствие европейских наблюдателей на своих выборах, то, значит, государство высоким критериям ОБСЕ не соответствует. Следовательно, представителям государства-нарушителя нечего делать в Европе и на постсоветском пространстве.

Совет Европы

Совет Европы стоит особняком. Организация была создана в далеком 1949 году десятью странами, разделяющими общие ценности. Россия к ней присоединились лишь в 1996 году, когда казалось, что с Западом у нас складываются доверительные отношения. Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона.

Легко догадаться, что главный орган Совета — Европейский суд по правам человека. Который те же американцы все чаще стали использовать как инструмент давления на Кремль (достаточно вспомнить дело ЮКОСа). То есть, по большому счету, из Совета Европы можно выйти без больших потерь для себя. Даже наоборот, можно сэкономить деньги на членских взносах и компенсации ущерба тем, кто уже не сможет подавать жалобы в ЕСПЧ — Россия выйдет из-под его юрисдикции.

На самом деле из Совета Европы мы уже практически вышли, так как не участвуем в его работе и даже не выбираем судей Евросуда. А значит, вправе не выполнять его решения или выполнять выборочно, когда удобно. О чем, собственно, и сказал Турбьёрн Ягланд.

Но почему он так нас защищал, неужели норвежец так уж к нам благоволит? Нет, конечно, не стоит питать лишних иллюзий.

По сути дела, Совет Европы — это ЕС, Россия и несколько мелких стран — экс-республик СССР. И переформатировался он только для того, чтобы оказывать на нас давление. Если же мы выйдем из его состава, то что останется? Правильно, ЕС и несколько мелких стран, что хорошо видно на карте. Так зачем Евросоюзу эти мелкие страны, которые и так находятся от него в полной зависимости, чья элита уже приручена и готова без лишних хлопот выполнять волю Запада?

Турбьёрн Ягланд сражался не за Россию, а за себя. Ибо без России Совет Европы просто прекратит свое существование — отомрет за ненадобностью.

 

Павел Шипилин,

специально для alternatio.org

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 16).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА