Экономика Германии стремительно замедляется. В стране не исключают начала рецессии.
В числе причин — Brexit, санкции в отношении России и новые нормативы по выбросам СО2. При этом проблема оживления экономического роста актуальна не только для ФРГ. Кризис навис над всей еврозоной.
Правительство ФРГ во второй раз с начала года переписало свой прогноз относительно будущего своей экономики. Оценка существенно ухудшена. Точнее, катастрофически снижена.
О катастрофическом падении сообщил министр экономики Германии Петер Альтмайер. Он даже вынужден был предупредить, что текущее состояние экономики страны должно стать «сигналом тревоги».
Прежний прогноз был сделан в январе.
В немецких СМИ мелькает оценка экономического роста в 0,8%. Такого же прогноза придерживается для Германии и Международный валютный фонд, ухудшивший свой прежний прогноз вдвое.
Другие экономические данные также говорят о замедлении экономики Германии и в целом еврозоны.
По предварительным данным Markit Economics, индекс деловой активности в промышленности и сфере услуг (PMI) 19 стран еврозоны в апреле опустился до 51,3 пункта с 51,6 пункта в марте. Прежде ожидался, напротив, рост этого показателя.
Индекс PMI Германии достигал своего пика в начале 2018 года и с тех пор падал с 63,3 до 44,1 пункта, то есть уже почти до уровня середины 2012 года, уточняет в комментарии для «Газеты.Ru» аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Правда, официальный прогноз по ВВП на следующий год оптимистичен — ожидается ускорение экономического роста до 1,5%. Но в это уже мало кто верит, особенно после того, как прогноз на этот год был переписан трижды и всякий раз в худшую сторону.
Напомним, по итогам 2017 года германский ВВП вырос на 2,2%. Это был лучший показатель за последние шесть лет. В 2018-м темпы подъема замедлились до 1,5% — минимума за пять лет.
Планируется наращивать инвестиции в инфраструктуру, образовательные программы и научные исследования.
Однако оптимизм иссяк даже у консервативно настроенного ЕЦБ (Европейский центральный банк). Регулятор заявил, что повышение ключевой ставки откладывается. То есть ЕЦБ таким образом хочет поддержать затухающий экономический рост.
Причин ухудшения состояния экономики Германии несколько. Одна из локальных — удар по немецкому автопрому со стороны новых нормативов по вредным выбросам.
Еще один внешний фактор, подрывающий экономику Германии, — Brexit. Выход Великобритании из ЕС не начинается и не заканчивается и поэтому вносит неопределенность в планы немецких компаний. Однако нетрудно прогнозировать и конкретные негативные последствия в случае, если выход
«В Великобритании находятся около 2500 немецких компаний, а в Германии — около 3000 английских. Brexit ударит по машиностроению Германии, для которого королевство — это рынок сбыта примерно на €8 млрд», — говорит Антонов.
И, конечно же, нельзя забывать о политическом факторе, а точнее санкциях против России. Они также вносят свой вклад в нестабильность экономического роста Германии. Санкции, которые вслед за всем ЕС ввела ФРГ в отношении РФ, ударили по немецкому сельскому хозяйству и обрабатывающим отраслям. Немецкие компании теряют на этом рабочие места и прибыль.
Не исключено, что Германия может отменить или смягчить антироссийские санкции, но только после ухода Ангелы Меркель с поста канцлера. Такое мнение высказал RNS в кулуарах Ялтинского экономического форума депутат регионального парламента Берлина Гуннар Линдеманн.
Берлин стал слишком беспечным, как и ЕС в целом, считают эксперты SaxoBank.
Страна должна наверстать упущенное в части цифровизации, программ для работающих женщин, построить новые аэропорты и больше тратить на инфраструктуру в целом, отмечают эксперты SaxoBank.
«Но экономика Германии с запозданием реагирует на слабый внутренний кредитный импульс, на риск глобальной торговой рецессии и на замедление Китая», — пояснил «Газете.Ru» Кристофер Дембик, глава отдела макроэкономического анализа SaxoBank.
По его мнению, следует учитывать открытость экономики Германии, то есть сильную зависимость от экспорта. Поэтому негативные события в сфере глобальной торговли влияют на Германию больше, чем на любые другие страны ЕС.
Преимущество Германии заключается в традиционно очень устойчивом внутреннем потребительском рынке, который мог бы способствовать стабилизации роста во втором квартале 2019 года, но я сомневаюсь, что он обеспечит поддержку ВВП Германии.
Как отмечают эксперты, ЕЦБ сейчас пребывает в совершенной растерянности в плане новых инициатив. После десятилетия политики нулевой процентной ставки регулятор не может похвастаться устойчивым экономическим ростом.