Тяжелый, брутальный, деревянный

_________________



Давным-давно, когда Второй мировой замес уже начал набирать обороты, в СССР взлетели 3 истребителя нового поколения. На вооружении стояли И-15 и И-16, хотя уже в конце боев в Испании было понятно что И-16 всё, а И-15 давным-давно всё. В 1939 кто-то таки задумался, куда мы катимся, и в результате напроектировали сразу 3 самолета. Доктрина была очень красивая, что наверху будет специальный высотный истребитель наводить ужас на всякие истребители прикрытия и стратегические бомберы, внизу по небу всех гонять будет легкий фронтовой истребитель, ну а валить фронтовые бомберы и прочие неповоротливые цели можно чем-то тяжелым и брутальным. В Союзе долго не раздумывали, и быстренько склепали сразу несколько образцов. Инициативных тогда было много, а склеить самолет пытались все кто мог, а кто не мог — тоже пытался. В итоге получились высотный МиГ-3, легкий Як-1 и ДЕРЕВЯННЫЙ ЛаГГ-3. Сегодня мы поговорим про самый лакированный из этой троицы.

История
Вообще стоит начать с того что времена были далеко не современные, и пойти купить кусок алюминиевого профиля или даже стальной трубы было несколько затруднительно. Поэтому надо было самолет сделать не только быстрым и зубастым, но еще и технологичным, чтобы промышленность не скончалась от непосильных задач. Как известно, одна голова хорошо, а три — еще лучше, поэтому Лавочкин, Горбунов и Гудков объединились и в 3 лобзика выпилили ЛаГГ-1, правда у Лавочкина был самый большой лобзик, именно он отвечал за проектирование. Самолет цельнодеревянный (ну мотор железный, да), а во многих местах еще и дельта-древесина стояла. Чтоб вы понимали, дельта-древесина в 1940 — это уберпластик, последний писк композитной моды. По сути это березовая фанера, склеенная специальными формальдегидными смолами, высушенная под утюгом.

 


Рояль. Именно такой расцветки опытный самолет был изначально

Получилось нечто в 2 раза тяжелее обычного дерева, но крепче алюминия (ну кроме специального авиационного дюраля), а главное — алюминий был не везде, а берез вон сколько вокруг, пили да пропитывай. К тому же дельта-древесина не горела. От сказочных перспектив все комиссии приходили в восторг и рекомендовали продолжать работу, а то что недостатки есть - дело поправимое. Главная беда подкралась как обычно от двигателистов. Они клятвенно обещали доделать М-106 в 1350 л.с., но не смогли, и в итоге на ЛаГГ поставили М-105П с 1050 л.с. Двигатель такой же как на Як-1, только вот Як даже по документам легче на 200-300-400 кг (по разным модификациям и источникам). А в жизни все тем более не так просто , и практически все ЛаГГи были перетяжелены. Еще хотели засунуть турбокомпрессор, но тоже не получилось. Когда самолет в очередной раз пытался пройти испытания, кто-то вдруг решил что радиус полета в 600 км — слишком мало, надо 1000, и начал давить на конструкторов. Ребята повелись, добавили по баку в каждую консоль, назвали модификацию ЛаГГ-3 и попытались опять сдать. 1000 км пролететь смогли, а вот все остальное стало похуже, поэтому комиссия свалила, дав рекомендации снижать массу.

Но сама возможность делать самолеты из смолы и палок, да еще мощное вооружение сильно прельщали военных, поэтому после допиливания, шлифовки и лакировки ЛаГГ-3 поставили в серию и приняли на вооружение. И плевать что самолет не соответствует требованиям ТЗ, ничего лучше все равно не было, к тому же есть мнение, что завышенные требования специально выставляли, чтобы выжать все возможное из этих ленивых инженеров.


Самый технологичный самолет

Кстати про вооружение. На ЛаГГ-3 вооружение было просто сказочным для своего времени: 23 мм пушка, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет (изначально их 2 было, но потом то снимали, то опять ставили) и пара 7,62 мм пулеметов. Правда пушку до ума не довели, а потом еще и конструктора пушки расстреляли, так что первые серии ЛаГГов были только с пулеметами. Потом еще выяснили, что винтовочный калибр не решает, и вообще их сняли, оставив только крупнокалиберный пулемет и впихнув таки пушку ШВАК. А однажды даже впихнули туда 37 мм пушку, что сделало самолет чуть ли не истребителем танков.


Тот самый, с 37мм дубиной

Причем конструкция спокойно переживала стрельбу из такого орудия, планер не пытался развалиться как на некоторых Яках. Так же на самолет поставили направляющие для РСов, и эта летающая Катюша использовалась как маленький штурмовик. Вообще ЛаГГ-3 это такой авиационный долгожитель среди истребителей, его производили до 1944 года и сделали 66 производственных серий, которые между собой различались.

Но это все было потом, а мы пока вернемся в 1941, когда Лавочкина отправили налаживать серийное производство. Главным заводом по поклейке самолетиков был определен Горький (сейчас Нижний Новгород), куда и переехал Лавочкин с частью работников. Но далеко не все работники КБ захотели менять столицу на эту вашу провинцию, и в Горький переехали только 30% работников. На заводе делали И-16, никто не хотел деятельность менять, только вошли в колею, а тут уже приперлись какие-то со своими хотелками. К тому же местный инженер Пашинин придумал самолет на 60% из деталек И-16, и завод топил за него. Но не срослось, не фартануло, московские приказы оказались сильнее и конвейер начал набирать обороты. По плану в 1941 хотели выпустить почти 2300 ЛаГГ-3, но поначалу конечно план не выполнялся. До войны склеили только 322 штуки, к тому же в серии ВНЕЗАПНО выяснилось, что прецизионно полировать каждый истребитель рабочие не имеют ни способностей, ни желания. После отправки поделия в военные части оттуда посыпались рекламации (медленный, шасси ломается, оружие клинит, слабый движок, щитки в полете открываются, радиаторы текут). Причем рекламаций было настолько много, что с завода отправили инспекцию, которая нашла много любопытных фактов. Например некие умельцы ставили сеточку на воздухозаборник, чтобы меньше всякой дряни в двигатель залетало. Почин хороший, но нюанс в оказался в том что двигателю стало не хватать воздуха и тяжелый самолет стал еще менее мощным. Ну и прочие колхозные доработки, которые облегчали жизнь техникам, но нифига не самолету. Но некоторые доработки, типа новых резиночек для крепления радиаторов, на заводе внедряли.

А потом началась война. И вот тут деревянная конструкция проявила себя во всей красе. Мало того что выпуск самолетов не снижался, он еще и повышался. Причем заводские настолько напряглись, что после 22 июня выпустили 2140 самолетиков (рост производства 664%!). Если не хватало дельта-древесины, ставили обычную сосну, тоже ничего так получалось, даже полегче самолет был. В 1942 продолжили разгоняться и склеили почти 2800 штук. Ну а потом темпы стали снижаться, потому что появилось кое что поинтереснее ЛаГГ-3, но при этом очень похожее… Но поговорим об этом в следующий раз. И кстати, прозвище «Лакированный гарантированный гроб» во время войны не использовалось, его потом придумали, в 1969.

В общем, главным заводом по поклейке ЛаГГов до 1942 был Горьковский завод, но еще пепелац пилили и клеили под Москвой, в Новосибирске, Ленинграде и Таганроге. Вот только количество модификаций помноженное на количество заводов давало такую головную боль технологам, что это всплывало на совещаниях комитета обороны. Многие детали оказывались не от той модификации и уходили в брак. Но все продолжали мужественно пилить самолетики, а среди летчиков был свой рейтинг по месту производства.

 


Цифры, много цифр

Практика
По поводу применения все зависело от летчика. Если в самолете сидел опытный пилот, умеющий использовать преимущества и нивелировать недостатки, ЛаГГ-3 был очень грозной машиной. Очень крепкий, с мощным вооружением, довольно маневренный, с высокой дальностью, но при этом тяжелый и с низкой тяговооруженностью.


В правильных условиях

Естественно в условиях собачьих свалок ЛаГГ-3 не был мечтой летчика, но например против бомбардировщиков это был правильный рецепт. Живучесть самолета подтверждалась практикой, из вылетов возвращались даже без половины консоли. К тому же мелкие пробоины можно было чинить фанерой, что тоже важно на фронте. А вот если в самолете сидел новичок, то конечно много он не навоюет, но виноват в этом явно не самолет. Ну и еще вся прекрасная доктрина СССР немножко рухнула, самолетов не хватало, поэтому брали что есть и втыкали куда придется. Отсюда и большие потери ЛаГГов в боях с истребителями противника, они ведь для этого не предназначены. Вот бомбер развалить, или там бронетранспортер растрелять — это да, а бои на виражах, особенно вертикальных— это не стихия ЛаГГ-3, там можно выжить только используя мозг. Очень популярно считать ЛаГГ-3 неудачным самолетом, о котором плохо отзываются летчики, но если посмотреть статистику, все не так уж мрачно. Субъективное мнение никто не отменял, а по объективным данным ЛаГГ-3 отлично себя проявил в ПВО, особенно при обороне Москвы в 1941, и вообще против бомбардировщиков. Когда стало достаточно легких истребителей и не надо было затыкать дыры на фронте чем придется, ЛаГГ-3 отлично выполнял свои обязанности.

Вместо заключения
Так что получается-то? ЛаГГ-3 отличный самолет? Нет, не отличный. Плохой? Да вовсе нет. Он нормальный. Учитывая специфику и обстановку, даже хороший. Простая конструкция из доступных материалов, мощное вооружение, хорошая дальность. Хороший такой тяжелый истребитель. Для маневренного боя был Як-1, а так как Яков не хватало, посылали ЛаГГ-3. Это как пельмени в сковородке варить. Возможно, только неудобно и неэффективно. Ну и если самолет был такой плохой, зачем его бы делали до 1944 года? Их ведь наклепали 6500 штук, всего на 1500 меньше чем Як-1. Можно конечно заметить, что еще были Як-3, Як-7, Як-9, но ЛаГГ-3 тоже на месте не стоял. Про главного наследника ЛаГГ-3 мы и поговорим в следующий раз.

Автор — Дон Фраческо

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).
Источник: 

https://vk.com/@294220417-lagg3

___________________

___________________

_____________

_________________

_________________