Падение форта Эбен-Эмаль

_______________


10 мая 1940 года в 5:30 часов утра части вермахта заняли свои позиции на границе с Бельгией. Шли последние мирные минуты. А в это время немецкие десантники уже вели бои в бельгийском тылу, обеспечивая успех будущего наступления.

************************************************************

Линия Мажино и Альберт-канал

Французы, шокированные мясорубкой Первой мировой войны, после её окончания выстроили вдоль границы с Германией цепь укреплений, получивших название Линия Мажино (по имени военного министра, инициатора строительства). «Немцы разобьют об неё лоб, но никогда не возьмут», - уверенно говорили французские генералы.

Однако, готовясь к войне с Францией, Гитлер и не собирался брать штурмом грозную Линию: немцы планировали обойти линию Мажино с севера и войти во Францию через незащищённый франко-бельгийский участок. Для этого требовалась самая малость: быстро пройти Бельгию. Но эта задача тоже была не из лёгких.

Не имея ресурсов построить свою Линию Мажино, бельгийцы вырыли Альберт-канал длиной 130 км, глубиной 5 и шириной 50 м. Это было серьёзное препятствие для пехоты, не говоря уже об артиллерии и бронетехнике.  Правда севернее Льежа располагались сразу три моста через канал и захвати немцы хотя бы один из них – дорога в Бельгию открыта. Для защиты мостов бельгийцы построили форт Эбен-Эмаль.

Неприступный Эбен-Эмаль

Форт менее всего походил на крепость. Снаружи это был возвышающийся над местностью плоский холм. Канал и противотанковые рвы вокруг холма образовывали треугольник площадью 70 га. По периметру – ДОТы, оснащённые противотанковыми пушками, станковыми и ручными пулемётами. Сам форт имел на вооружении шестнадцать 75мм орудий и двенадцать 60-мм пушек. Вся огневая мощь Эбен-Эмаля была спрятана в казематы, имеющие крыши из бетона толщиной 2,75 метра, способные выдержать любой артиллерийский удар или бомбардировку.

Но главное оружие форта – дальнобойная артиллерия, два 120мм орудия в одной броневой башне. Пушки были накрыты полусферическим куполом диаметром 5,75м, толщиной 590 мм,  весом в 230т. Одним залпом эти пушки могли уничтожить любой из трёх мостов. Орудия форта доставали даже до мостов через Маас в голландском Маастрихте.

Казармы, склады с продовольствием и боеприпасами, штабные и технические помещения находились под землей на глубине от 25 до 45 м. и соединялись километровыми подземными галереями, по которым офицеры разъезжали на велосипедах. Штат гарнизона насчитывал чуть менее 1000 человек.

На вопрос Гитлера, как можно быстро взять форт, генералы ответили, что Эбен-Эмаль вообще взять нельзя. Однако именно Гитлер обратил внимание, что форт имеет плоскую «крышу» и предложил использовать десантников и планеры.

Секретное оружие Гитлера

Формированием парашютно-десантных частей нацисты занимались с середины 30-х годов, отдавая предпочтение посадочному способу. Это только в фильмах спускающиеся на парашютах десантники палят из МР-40. На самом деле спускающийся немецкий парашютист имел при себе только пистолет, нож и гранаты, а оружие выбрасывалось отдельным контейнером, который еще предстояло найти. Так что первые минуты после приземления десант представлял собой слабо вооружённых людей, которым ещё предстояло найти друг друга и вооружиться, чтобы стать грозной боевой единицей. При доставке самолётом сразу десантируется группа, способная тут же приступить к выполнению боевой задачи.

В конце октября 1939 года Гитлер вызвал командира 7-й авиадесантной дивизии генерала Штудента и приказал приступить к подготовке групп для захвата мостов через Альберт-канал и форта Эбен-Эмаль. Были отобраны 438 человек, из которых сформировали группы «Сталь», «Бетон», «Железо» для захвата мостов. Главная задача – захват форта Эбен-Эмаль возлагалась на группу «Гранит». Средством доставки должен был стать планер DFS-230, рассчитанный на 10 десантников и 2 пилотов.

Подготовка

В специальном тренировочном лагере был выстроен макет форта в натуральную величину, бойцов разбили на 11 групп по 10 человек, каждой назначили цель и для десантников начались бесконечные тренировки.

Бойцы садились на корточки, по свистку имитировали высадку и со всех ног мчались к своим целям, неся с собой мины, крепили их на объектах, отбегали и падали ниц в ожидании «взрыва». «Быстрее, ещё быстрее!», - кричал фельдфебель. И так с утра до ночи. За пределами лагеря тренировались планеристы: от них требовалась максимально точная  посадка с отклонением от точки высадки не более 15-20 м.

Уровень секретности был строжайшим: никто не знал, какая цель подлежит атаке, парашютисты носили обычную полевую форму солдат вермахта, письма подвергались жесточайшей цензуре. Двое десантников, решивших произвести на местных девушек впечатление причастностью к секретной операции, были отданы под трибунал и по закону военного времени расстреляны.

Вылет

Вечером 9 мая 1940 года группу собрали и объявили: цель операции – бельгийский форт Эбен-Эмаль, готовьтесь. Утром в 4:40 с аэродрома взлетели 11 Юнкерсов, каждый из которых буксировал за собой транспортный планер. С собой группа везла ноу-хау Третьего Рейха: секретные мины с кумулятивным зарядом, способные пробивать броню до 25 см.

Самолёты летели по световой дорожке, через каждые 20 км стоял прожектор и бил в небо. У Ахена стояли три, здесь Юнкерсы отцепили планеры и развернулись. Дальше планеры летели в полном одиночестве, в полной темноте и тишине. В 5:25, за полчаса до восхода солнца на территории форта приземлился первый планер.

17 минут

Из долетевших до цели 9 планеров каждый сел в точно назначенной ему точке. Пилоты открыли огонь из пулемётов, прикрывая выпрыгивающих из планеров десантников. Парашютисты бежали к своим целям, и уже никого не надо было подгонять: вопрос жизни или смерти решали секунды.

Отработанными до автоматизма действиями десантники устанавливали на бронеколпаках и крышах казематов мины, приводили их в действие, отбегали и падали. После взрыва подбегали к объектам и бросали в образовавшиеся проломы гранаты. Если мина не пробивала броню с первого раза, устанавливали второй заряд. Но, как рассказывали потом пленные, и от первого взрыва эффект был сокрушительным: орудия выбивало из креплений, солдат контузило, они получали ранения. Гранаты и заряды бросали в амбразуры, вентиляционные шахты и даже в стволы орудий. Деморализованные бельгийцы оставляли огневые позиции, уходя на нижние ярусы.

В течение нескольких минут шесть из семи назначенных целей были уничтожены или выведены из строя, форт потерял до 70% своей огневой мощи.

Один из десантников проник в пролом, огляделся – кругом лежали трупы, по полу стелился едкий дым. Стоявший в нише телефон затрещал, он снял трубку. В трубке кто-то кричал по-французски. Солдат не знал французского и когда кричавший остановился, спокойно сказал: «Здесь немцы». На другом конце провода охнули: «O, Mon Dieu!»(О, Боже!) и повесили трубку.



 

В 5:42 фельдфебель Венцель доложил по рации: «Цель достигнута. Всё идёт по плану». Все артиллерийские орудия, которые могли бы защитить огнём или уничтожить мосты, были выведены из строя. Хотя форт полностью не контролировался десантниками, он уже не представлял никакой опасности для наступающих немецких войск. Путь в Бельгию был открыт.
С момента, как первый планер коснулся земли форта Эбен-Эмаль, прошло 17 минут.

Агония

Прилетевшие He. 111 сбросили немцам боеприпасы, взрывчатку, десантники довооружились и принялись уничтожать оставшиеся очаги сопротивления на «крыше», используя для этого гранаты, стрелковое оружие и ранцевые огнемёты. Однако спускаться в подземные штольни они не рисковали. Немцы очень опасались контратаки, но гарнизон на вылазку не решился и затаился в подземелье, предпочитая ждать спасения извне.

Утром следующего дня в 11:10 немцы взорвали одну из бронированных дверей, ведущую в систему подземных казематов и по подземельям прокатилась взрывная волна, разнося едкий дым. Бельгийцы решили, что это газовая атака и принялись натягивать противогазы. В 12:15 гарнизон выкинул белый флаг.

Это был триумф. За сутки с небольшим 78 десантников взяли считавшийся неприступным Эбен-Эмаль, потеряв при этом 6 бойцов убитыми и 18 ранеными. Потери бельгийцев составили 69 убитыми и 40 раненными, более 700 вышли с поднятыми руками.
Не вышло из Эбен-Эмаля бельгийской Брестской крепости.

Klim Podkova для журнала «Все загадки мира»

 
Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 56).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА