Президент России Владимир Путин на совещании с губернаторами вспомнил о набегах печенегов и половцев. Дескать, кризис из-за эпидемии коронавируса мы переживём, нам не привыкать — нас не один век кочевники терзали. О врагах земли русской, которые, однако, иногда были её друзьями, — в материале историка Романа Шляхтина.
Загадочные печенеги
О печенегах известно мало. Можно с уверенностью говорить, что это собирательное название группы тюркоязычных племён, которая мигрировала с территорий к северу от Каспийского моря и заселила в X веке Южнорусские степи. Печенеги вытеснили оттуда на запад племенной союз угров — предков нынешних венгров.
После установления власти над течением Днепра степняки поделили пастбища. Один из союзов контролировал правый берег Днепра, а другой — левый.
В X–XI веках печенеги жили по соседству с землями русского Киевского княжества и территориями неподконтрольных княжеству славян. Номады совершали набеги на Киевскую Русь, уводя с собой в степь пленников (которых продавали в рабство или отпускали за выкуп), угоняли скот и вывозили продукты ремесла и торговли. Печенеги также контролировали участок пути «Из варяг в греки» в районе днепровских порогов и торговали своим выгодным географическим положением.
В 920 году князь Игорь (не герой оперы) заключил с ними договор и нанял для борьбы с болгарами. В 972 году печенегов наняли уже византийцы — и они подстерегли на Днепре князя Святослава Игоревича. Печенежский князь Куря убил Святослава и сделал из черепа побеждённого чашу.
После объединения Руси князь Владимир Святославич разбил степняков на Трубеже и начал строить крепости по рекам Суле и Роси, которые позволяли обнаружить набег заранее и предупредить население окрестных мест.
Это помогало не всегда. В 1036 году печенеги в большой силе подошли к Киеву. От капитуляции город спас Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым.
Это был последний решительный бой печенегов на Руси — вскоре в степях эту группу вытеснили половцы, которые загнали своих противников на территорию Румынии. Печенеги перешли Дунай, проникли в болгарские земли и начали грабить византийские Балканы. В набегах они доходили до пригородов Константинополя.
Походы продолжались до 1091 года, когда византийский император Алексей I Комнин вместе с союзниками-половцами разгромил печенегов в битве при Левунии.
В 1122 году сын Алексея Иоанн II Комнин вместе с половцами окончательно уничтожил и подчинил балканских печенегов. В память об этом сражении в Византии учредили специальный «печенежский праздник».
Стяги плещут: половцы идут
О половцах историки знают больше, чем о печенегах.
На их переселение повлияло потепление XI века. Для полукочевников, которые жили на побережье Аральского и Каспийского морей и на территории современного Туркменистана, потепление оказалось катастрофой. Пересыхание водоёмов привело к тому, что людям и скоту было нечего пить.
Это заставило полукочевые племена, говорившие на языках тюркской группы, начать миграцию. Одна группа отправилась на юг, на границы Ирана, получив название тюрок-сельджуков, вторая мигрировала на север и в русских летописях стала называться «половцами».
Во второй половине XI века половцы ушли в степи к северу от Каспийского моря и стремительно обрушились на остатки печенегов.
На отобранных землях новые хозяева расселились и освоились, поделив между собою водопои и пастбища.
Быстро выяснилось, что хорошая трава для половецких лошадей растёт в лесостепной зоне. Там, где русские крестьяне собирали урожаи зерновых. Это порождало конкуренцию, в которой на стороне кочевников были скорость и внезапность, а на стороне русских воинов — последовательность и способность восполнять ресурсы.
Степные воители
В плане военной организации половцы напоминали печенегов и другие народы Великой степи.
Они делились на большие племена-роды́, а роды́ — на отдельные семьи и группы. Каждый род пас стада лошадей и овец на принадлежавшей ему части степи, периодически конфликтуя с соседями. Во главе племенной ячейки стоял старейшина. Несколько родо́в возглавлял хан. Он осуществлял фактическое руководство над родственниками и номинальное (но не тотальное) — над остальными соплеменниками.
Хан и его приближённые вооружались копьями, носили доспехи и шлемы, в то время как обычные кочевники имели сложносоставные луки и сабли.
Удачливый хан собирал для набега несколько тысяч воинов. Гибель воинов ослабляла позицию конкретного рода во внутриполовецком балансе сил. Неудача могла стоить жизни и самому хану — потому он старался избежать потерь любой ценой.
Главной особенностью половцев была их мобильность, которая позволяла преодолевать большие расстояния за короткое время. Половцы не брали и не осаждали города, но разоряли их. Целью набегов были сельские местности, в которых степняки угоняли пленных и скот, а также забирали ремесленные изделия, препятствуя развитию земледелия на плодородных землях.
Чтобы избежать набегов, русские князья выстроили новые крепости на пограничных реках и сами ходили на половцев. В случае успешного похода брали в плен женщин и детей, а также угоняли скот, который был основой половецкого хозяйства.
То враги, то друзья
Войны русских князей с половцами шли с переменным успехом.
В 1068 хан Шарукан разбил сыновей Ярослава Мудрого в битве на реке Альте. Через сорок лет, в 1111 году, уже русские князья разбили орду сына Шарукана Атрака и вынудили его отступить в предгорья Кавказа.
В 1170-м сын Атрака Кончак вернулся в южнорусские степи и в течение десятилетий совершал набеги под Киев и Переяславль.
В этом набеге русские князья из клана Ольговичей взяли добычу, но не вернулись с домой — половцы мобилизовали ополчение и окружили князей на востоке нынешней Украины. В последующей битве номады вопреки обычаю перебили русских воинов и взяли в плен только самих князей, которые были родственниками Гзака и Кончака.
Это поражение с неожиданно большим количеством жертв и стало поводом для создания «Слова о полку Игореве», на основе которого в XIX веке композитор Бородин написал знаменитую оперу.
Вопреки ориенталистским стереотипам о противостоянии Древней Руси и Великой степи, русские не только воевали с половцами, но и торговали с ними. Некоторые половцы принимали православие и выдавали дочерей замуж за русских князей.
Во второй половине XII века русские князья регулярно использовали половцев в междоусобных войнах. Особо прославился этим известный нам по «Слову о полку Игореве» Олег Гориславич, князь Черниговский и Новгород-Северский. Половцы приходили на помощь русским князьям во время усобиц, укрывали родственников от врагов и помогали им в борьбе за престол.
Финал судьбы половецкого народа оказался не менее печальным, чем у печенегов. И если печенегов уничтожили половцы, то самих половцев — монголо-татары, которые обрушились на них в 1222 году. В битве в степи половецкие князья с говорящими именами Данило Кобякович и Юрий Кончакович пали от рук монголов.
Князья Южной Руси откликнулись на призыв родичей и вышли им на подмогу. В битве на реке Калке в 1223 году половцы сражались и погибали вместе с русскими союзниками. После этого часть из них во главе с ханом Котяном эмигрировала в Венгрию, часть ушла в Византию, часть бежала на Русь, а часть осталась в Великой степи и подчинилась монголам.
Судьба половцев была разной. В Венгрии они пережили монгольское нашествие и составили важную этническую группу, потомки которой до сих пор живут в районе города Карцег. Именно эти венгерские половцы перекочевали на экраны компьютеров в игре Kingdom Come.
В Византии половцы составляли заметную часть армии, а некоторые из них возглавляли крупные воинские соединения. В 1261 году половцы помогли византийцам отбить Константинополь у крестоносцев.
Те, кто ушли на Русь, сражались с монголами до конца. Так, во время раскопок братской могилы защитников Ярославля были обнаружены останки взрослого мужчины с признаками ритуальной трепанации черепа, выраженными монголоидными чертами и остатками сапог, характерных для представителей половецкой культуры. С большой вероятностью этот «враг народа» погиб, защищая русский город от монголов и был погребён в общей могиле с защитниками крепости.
Иной была судьба половцев, которые сдались завоевателям. Бату-хан и его потомки лишили их пастбищ, разделили на группы и насильно переселили в разные концы Великой степи. Это привело к тому, что половцы стали лишь одной из составляющих Золотой Орды.
Зачем печенегов и половцев вспомнили в текущей ситуации — понятно. В условиях мобилизации страны для борьбы с кризисом нужен образ врага, который, с одной стороны, будет известен всем и каждому (спасибо «Слову о полку Игореве» и учебнику истории), а с другой — не будет связан с конкретными современными народами.
В сегодняшней России нет людей, которые считали бы себя наследниками половцев и печенегов. Это позволяет использовать их в качестве образа общего врага — так же, как их использовали до этого русские летописцы и византийские историографы. Половцам и печенегам не привыкать.
Роман Шляхтин