Рогозин намекнул, кто совершил диверсию на МКС, просверлив дыру в обшивке российского корабля "Союз".
Руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин не сказал ничего. Ну вот примерно как Штирлиц в застенках у Мюллера. Нет, не то чтобы радиоведущий Владимир Соловьёв его допрашивал в камере с орудиями пыток на заднем плане, а за стеной завывал в руках гестапо водитель Бормана.
Но Рогозин, по собственному признанию, "не имеет возможности по самым разным причинам" сказать, кто сделал дырку в "Союзе МС-09" 30 августа 2018 года. Ту самую, через которую из МКС выходил в космическое пространство воздух, из-за чего естественным образом стоял вопрос об эвакуации экипажа космической станции. И не сказал. То есть не сказал ничего определённого, но в то же время настолько прозрачно намекнул на исполнителя диверсии, что прямо-таки напрашивается просьба к нему "остаться… ещё на одну минуту".
Штирлиц… э-э, Дмитрий Олегович, так что произошло на МКС?
Напомним, что произошло на МКС в августе 2018 года. И за несколько дней до того. Только факты, без всяких инсинуаций.
За 10 дней до появления дырки в американском отсеке МКС разразился кризис. С довольно дурным запахом. Причём это не только фигуральное сравнение. Вышло у них там из строя туалетное устройство.
Это само по себе не было явлением кризисным: у американцев с этим интимным предметом космического быта всегда было не ах. Под себя в космосе физиологию свою вершили. А после возвращения с орбиты поднимались на борт встречающего авианосца, чавкая ботинками и оставляя за собой мокрые следы. Все думали, что это из-за посадки в воду эффект такой, а оно – из-за инженеров НАСА, не сумевших путный унитаз для невесомости придумать.
Но так или иначе, а к появлению МКС американцы эту проблему решили. Вчерне, правда. Хлипкая оказалась их ассенизационная машинка. Вот и вышло так, что после посещения сего устройства членом американской миссии на МКС Сереной Марией Ауньон-Чэнселлор (Serena Maria Auñón-Chancellor) оное вышло из строя.
Кое-кто в прессе высказывался в том смысле, что перед тем ей стало известно об обнаружении у неё врачами тромба в одном из кровеносных сосудов шеи, отчего ей немедленно захотелось в районную поликлинику. Но когда она запросилась на Землю, в Хьюстоне сочли проблемой не её здоровье, а сумму, которую пришлось бы заплатить русским за внеплановое прерывание экспедиции. И посоветовали пить таблетки. В ответ на что сеньора Серена разгневалась и решила, что с выведенным из строя туалетом вся НАСА ничего поделать не сможет, и её, болящую, вернут на Землю.
Впрочем, это признаем инсинуациями, которых мы пообещали не допускать. Из фактов же, однако, имеется то, что на следующий день американский командир экипажа Эндрю Джей Фьюстел пытался договориться с российскими космонавтами о допуске несчастных американцев в русский туалет. В чём ему, однако, после консультаций с ЦУПом было отказано. Не из-за вредности и даже не от брезгливости к западным варварам, а просто потому, что ассенизационно-санитарное устройство в русском секторе не рассчитано на пятерых. Включая Серену, которая никаких гарантий, что не выведет ещё из строя и русский унитаз, не давала.
В общем, несколько дней американские космонавты ходили в туалет в один из своих выходных скафандров. Туда же складывали памперсы. Но всё равно, говорят, взвешенные в воздухе капельки мочи красиво искрились в отсветах Земли, падающих из иллюминаторов. Этакая романтическая дымка по утрам…
К 25 августа американцы поняли, что так дальше жить нельзя. А тут как раз оба русских выходят в космос за пределы станции что-то там поделать снаружи. Возвращаются, а там сюрпри-из! Кто-то сходил в туалет в бытовом отсеке пристыкованного к станции корабля "Союз", а из станции через корабль стравливается воздух. Удивились – не то слово.
До сих пор было известно, что запасом воздуха из одной космической станции Вселенную никак не наполнить. Да что там из одной! И десятка МКС будет мало! Но согласимся: строить десять орбитальных станций, чтобы на опыте проверить скорость наполнения вакуума воздухом из них, – довольно расточительный эксперимент…
Итог такой. Русские космонавты находят источник утечки – отверстие диаметром 2 мм, явно просверленное инструментально. Продуманно просверленное: чтобы воздух стравливался не обвально, но всё же приметно. Дальше каков положенный варварский порядок действий? Да, эвакуация, и пусть специалисты далее размышляют над устранением (или причинами) проблемы. И, что характерно, американский командир Эндрю Фьюстел на таком варианте и настаивает. Но русские применяют герметик, клей и всепомогающую матерь, чем утечку и устраняют. И все дальше продолжают выполнять программу полёта.
И скафандр выходной у американцев наполняется.
Кто диверсант?
Итак, налицо факт первой в истории человечества космической диверсии. Но дальше начинаются чудеса и непонятки. Очевидно: если дырка появилась, значит, это кому-то нужно. На авторство диверсии могут претендовать две... назовём их командами: на сборочном производстве на Земле и на орбите.
И дальше началось перетягивание каната. Не между самими командами, а между их, скажем, обвинителями. С одной стороны, доводы о том, что для проделывания отверстия в космосе нужно было иметь сверло длиной в полметра, забуриться под неудобным углом и к тому же как-то проделать дырку, не повредив внутреннюю обшивку. Невозможно.
С другой – результаты расследования и сами по себе технологические требования, отрицающие возможность проделывания отверстия на Земле. Хотя картина диверсии и вся логика говорили о том, что некто пробурил дырку именно там, а затем спешно заделал в расчёте, что до конца полёта пломба выдержит, а при возвращении этот отсек корабля всё равно сгорит в плотных слоях атмосферы. На чём вопрос и будет закрыт, к удовольствию причастных к происшествию на сборке.
Которых, кстати, потом так и не предъявили, хотя в общем и целом провозгласили, что вины американцев из экипажа МКС точно никакой нет.
Следствие закончено, забудьте…
И тут Дмитрий Олегович Рогозин не то что про чемодан с пальчиками на Кёпеникштрассе вспомнил, но вдруг заявил в разговоре на радио, что теперь российский сегмент МКС оснастили камерами наблюдения. Причём намекнул именно на то, чтобы была возможность избежать повторения той самой ситуации, когда невесть кто вертит дырки в нашем космическом корабле.
Мы сделали всё необходимое, чтобы даже теоретически невозможно было бы... – и глава Роскосмоса сделал паузу, как бы проглотив то, что само лезло на язык. Но потом сказал то, после чего никаких догадок строить больше не приходится: – Российский сегмент МКС сегодня надёжно защищён всеми необходимыми системами наблюдения и контроля.
Защищён!
Замков на станции нет. Люки между отсеками и сегментами на кодовые замки не запираются. Остаётся уповать только на пост-следствие, где данные с камер наблюдения будут иметь решающее значение. И потенциальный злоумышленник должен об этом знать.
Так что "Штирлиц" не совсем промолчал. Он намекнул. И довольно толсто. Ибо кто ещё может оказаться потенциальным злоумышленником и диверсантом в замкнутом объёме МКС, который делят русские и американцы?
Кстати, очень информативной в этом свете представляется ещё и такая деталь. На самом деле кадры возможного космического диверсанта должны где-то иметься. У американцев. Потому что в модуле "Заря" (сделанном русскими, но принадлежащем американцам, которые его выкупили) есть американская камера. И в её сектор обзора как раз попадает входной люк русского модуля "Рассвет", через который некто только и мог проникнуть в "Союз". И в ходе следствия российские специалисты запросили партнёров из США о предоставлении соответствующих записей. И?
Правильно, получили отказ…
Далее напрашивается закономерный вопрос: а отчего, собственно, Дмитрий Рогозин лишь намекает на тонкости тогдашних толстых обстоятельств? Почему не скажет прямо? Не раскроет озвученные намёки, что мы, мол, знаем, но по разным причинам не имеем возможности рассказать?
Так ведь очень проста причина. Не наша станция МКС. Американская это станция. Именно США тратят на её содержание основные деньги. Больше, чем все другие страны-пользователи вместе взятые. И построена она в основном на американские деньги. Отчего юридически она, собственно, Америке и принадлежит. Ну если без увёрток и обиняков говорить о фактах.
И в этих условиях уже сама отправка космонавтов США на станцию на российских кораблях была унизительной для американцев. О чём, кстати, с сочувствием к ним сам Рогозин и сказал в той же передаче. И если при тех же обстоятельствах прямо сказать, что дырку в русском корабле проделали американцы, в варварском своём раже пытавшиеся любой ценой сделать так, как им нужно, ибо они американцы… Кто его знает, как поступили бы "партнёры", раздайся прямое обвинение в их адрес. Приживалкам в чужом доме не стоит указывать на грешки хозяина.
Вот и не указывали. А камера – она техника. За неё можно спрятаться безбоязненно.
Вопрос, правда, остаётся. Как так вышло, что первая космическая держава, собственно, и разработавшая все технологии успешного создания и эксплуатации орбитальных станций, живёт приживалкой в чужом космическом доме и только намёками отваживается промямлить нечто критическое в адрес его хозяина?
Цыганов Александр