Евросоюз отказывается поддерживать транзитную отрасль Латвии

_________________



Европейский союз отказался финансировать покупку новых дизельных поездов для латвийской госкомпании железнодорожных пассажирских перевозок Pasažieru vilciens (PV). Об этом заявил председатель правления предприятия Роджерс Янис Григулис. Ранее Министерство сообщения Латвии объявило о прекращении поддержки Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов из бюджета ЕС.


 

Все это — отголоски недавнего отказа «Латвийской железной дороги» от проекта электрификации своих сетей, под который уже были заложены средства из еврофондов.

Конкурс на поставку восьми новых дизельных поездов для компании Pasažieru vilciens был объявлен 2 мая. Предполагалось, что каждый из них должен вмещать не менее 200 пассажиров (при длине состава не более 110 метров), разгоняться до 140 километров в час и соответствовать еще нескольким критериям. Заявки на участие в тендере подали пять компаний, в том числе российский «Метровагонмаш».

«Пять кандидатов, которые проявили интерес к участию в тендере, — очень хороший результат, который обеспечивает конкуренцию в этой закупке, и мы сможем купить экономически выгодно, выбирая из всех предложений», — утверждал Григулис.

Одним из важнейших критериев отбора глава Pasažieru vilciens называл как можно более быструю поставку поездов — все они должны быть доставлены не позднее 30 ноября 2023 года. В чем причина спешки? Дело в том, что Латвии необходимо заменить составы с двигателями DR1A производства российского завода «Звезда».

Эта компания попала под американские санкции, сотрудничать с ней Pasažieru vilciens не может. Следовательно, негде брать запчасти для ремонта некоторых поездов. Ресурс «санкционных» двигателей в Латвии берегут как зеницу ока: их используют только в часы пик. Но это временная мера. Известно, что стратегия развития парка компании Pasažieru vilciens предполагает полное обновление подвижного состава, который используется в сфере пассажирских железнодорожных перевозок. И начинать нужно с поездов, оснащенных двигателями DR1A.

Ко второму этапу тендера закупочная комиссия допустила троих претендентов. Договор планировалось подписать до конца года. Но теперь выясняется, что на приобретение новых дизель-поездов у Латвии… нет денег. «Закупка запускалась с мыслью, что она будет финансироваться из структурных фондов ЕС. К сожалению, Европейская комиссия не поддержала предоставление финансирования, поэтому дополнительные средства, скорее всего, придется изыскивать в госбюджете», — признался Григулис.

Впрочем, захочет ли правительство тратить на обновление парка Pasažieru vilciens 75 миллионов евро? Согласия на осуществление инвестиционного проекта кабинет министров пока не дал.

О причинах отказа Еврокомиссии можно только гадать. Объективно Латвия могла рассчитывать на доступ к фонду сплочения ЕС. Во-первых, подвижной состав PV находится в плачевном состоянии (достаточно сказать, что вопрос закупки новых поездов стоит для компании с 2009 года). Во-вторых, искать замену двигателям DR1A республика Балтии вынуждена не по своей воле.

Выделение денег из структурных фондов ЕС на приобретение новых машин компанией Pasažieru vilciens стало бы своеобразной компенсацией Латвии за исправное выполнение санкционных требований. Но в Брюсселе решили, что поощрять прибалтийскую республику не обязательно.

Боль латвийских железнодорожников, очевидно, в полной мере разделяют их братья по несчастью — портовики. До недавнего времени Евросоюз помогал поддерживать в надлежащем состоянии морские гавани Риги, Вентспилса и Лиепаи. Однако в новом семилетнем цикле дотации на хозяйственную деятельность латвийских портов не предусмотрены.

«Позиция ЕС очень ясна — порты должны финансировать эти работы из собственных средств. (…) Хозяйственная деятельность портов до сих пор была дойной коровой, когда средства перераспределялись, но не вкладывались в реконструкцию, водные пути, услуги буксиров и прочее», — рассказал Линкайтс.

Транзитная отрасль Латвии нуждается в поддержке сильнее, чем когда-либо. Основной источник ее проблем — санкционная война с Москвой, развязанная коллективным Западом в 2014 году. Тогда почему в новом семилетнем бюджете ЕС на косвенные компенсации латвийским портам не выделили ни копейки? Линкайтс прозрачно намекает, что основная причина — это нецелевое использование средств в предыдущие годы.

Евросоюз элементарно не хочет финансировать мероприятия, которые не приносят результата. В этом контексте стоит упомянуть о судьбе проекта электрификации «Латвийской железной дороги». На эти нужды уже были выделены солидные деньги по линии Фонда сплочения ЕС — 318 миллионов евро. Но компания Latvijas dzelzceļš (LDz) была вынуждена отозвать уже одобренную заявку. В условиях обвального падения грузооборота проводить электрификацию железной дороги оказалось нецелесообразно.

Не секрет, что после этого маленького недоразумения Еврокомиссия будет более внимательно присматриваться к латвийским заявкам на получение финансовой помощи. А как иначе? Речь идет о стране, где «жизненно важные» проекты внезапно становятся ненужными. Где гарантии, что Pasažieru vilciens не пересмотрит свой бизнес-план и не откажется от покупки новых дизель-поездов? Латвийским портам инвестиции вообще противопоказаны.

«Я надеюсь, порты поймут, что такого расцвета, как раньше, у них больше не будет. В том числе и в Лиепае. Конечно, можно рассказывать красивые истории о том, как много сделали Лиепая и Вентспилс для создания предприятий и привлечения инвестиций, но тенденции свидетельствуют, что поступления от портов сокращаются», — заявляет Линкайтс.

У латвийского правительства нет четкого плана спасения отечественных портов и железной дороги. А у Брюсселя нет желания выделять деньги тем, кто будет их банально «проедать».



Алексей Ильяшевич

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 28).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА