О приросте госдолга подробнее: так ли много, у кого и на что заняла Россия в 2020

_________________


Норвежский  аналитик  Betreiber   опубликовал на сайте  сообщение  ТАСС о резком  приросте госдолга  РФ в 2020 году  и поставил  вопросы  рёбрами:



Личность  автора  оставим до поры в стороне,  к  актуальности вопросов это отношения не имеет.  

И потому давайте изучим  тему,   хотя бы в первом  приближении, доступном с  обывательских диванов.    Так  у  кого заняло  и на что   потратило   деньги    российское правительство?  

 Но для начала -  присовокупим и свой вопрос.  Много ли  заняли?.  Если смотреть  относительно  общемирового контекста 2020 года.    Если пройти из заметки "норвежца",  озабоченного госдолгом РФ,  на  первоисточник,  на который он ссылается (на сайт ТАСС),  то там  можно лицезреть интересное сочетание новостей по теме госдолга:

 


 Госдолг  России в 2020  прирастал так стремительно,   что  долговая нагрузка  в РФ   осталась  ВПЯТЕРО (98/18)   ниже  среднемировой.  

  Но,  может быть,  это только   накопленный уровень госдолга  России столь мал  относительно среднемирового,  а   вот сам   прирост  в 2020  был именно  у нас  особенно велик?  Что ж,  можем и это прикинуть.  В заметке ТАСС мировой уровень госдолга был указан только  на конец года (98%).   Интересно,  а на начало сколько было?  Ну чтоб прирост за год  увидеть.  Находим искомое  у  Интерфакса:  

 Москва. 30 января. INTERFAX.RU - Объем государственного долга в мире поднялся к концу 2020 года до 97,6% ВВП по сравнению с 83,5% годом ранее, свидетельствуют данные Международного валютного фонда (МВФ). Совокупная сумма долга в пересчете на доллары США составила $89,6 трлн. При этом в 2021 году прогнозируется подъем показателя до 99,5% ВВП.

 Таким образом,  прирост госдолга в среднем по миру  за 2020 год составил  14%  валового продукта.  Прирост госдолга в РФ  составил.   5 трлн 418,2 млрд рублей.    Это  5% номинального ВВП РФ.   

  Итожим  и ужасаемся:   накопленная госдолговая нагрузка (в % к  ВВП)  в России ВПЯТЕРО меньше  среднемировой.  Прирост (в % к ВВП)   данной нагрузки за  2020 год в России  в  2,8 раза   МЕНЬШЕ  среднемировой.  

 Теперь интересно бы узнать:  это  США  в одиночку  так испортили  среднемировую картину?  Может,  если бы не они,   российский показатель смотрелся бы не так  выигрышно.  Как  рос долг других  стран?  Идём на первоисточник  данных  о  мировом приросте госдолга  с 84 до 98 процентов   ВВП -  в  январский отчёт   МВФ   "Fiscal Monitor Update, January 2021".    

  В таблице ниже  выделил красным 2 интересующих нас столбца.   Фактический уровень госдолга (в % к ВВП) на  конец  2019  года  и  прогноз  (но уже учитывавший динамику бОльшей части года) МВФ  на конец 2020.   Конкретно по России даже в этом позднем прогнозе  МВФ сильно ошибся.  Реальность оказалась гораздо лучше - Россия на конец года имела  госдолга  неполные 18%,  а не 21% от ВВП.   Но давайте  даже исходить  строго из данных прогноза МВФ.   

 Из них следует,  что прирост  госдолга в России за 2020  был  наименьшим  среди всех  стран G-20   за исключением  Южной Кореи.   

   В  столь разных  по  экономическим моделям  странах,  как  США  и Китай прирост госдолга  в 2020  был выше чем в России.   В   Италии и Франции,  Бразилии и Мексике,  Германии и ЮАР-  везде выше чем в России.   В   утопавших в нефти   Канаде и Саудовской Аравии - тоже выше.  

Про  накопленный уровень госдолга - вообще молчу.  В  России он  В РАЗЫ меньше чем у любой страны  G-20,   включая и Корею.  

Table 1. General Government Fiscal Balance and Gross Debt, 2018–21 (Percent of GDP) 

 Как тогда расценивать  Оглушающую Правду   про    "Госдолг России в 2020 году вырос на 39,9%"?

Спокойно расценивать.  Как  пример  действия   классической формулы:  если  кто-то  в прошлом году  пропил  13 рублей,  а нынче 18,  то это  "взлет на 40%".   То что  все его знакомые и соседи  привычно пропивали    в среднем  по  84   рубля,  а стали  по  98 -  это прирост на  17%.   Чисто арифметический,   известный  всем  казуса  уж  пользоваться ли им и устраивать ли  истерику-  выбор каждого.  Исходя из уровня  самоуважения.  

2)  Теперь  переходим к вопросам  "у кого заняли" и "на что потратили".   Для начала-  у кого заняли.   "К  кому залезли в долговую кабалу",   так  сказать.   

   Обсуждаемое  сообщение ТАСС   ссылается на  материалы Счётной палаты.  Так вот давайте и пойдём  на первоисточник  -  "Оперативный доклад за 2020 год".   Там находим Приложение 13.  

  Вот он,  практически весь   прирост долга где.   В  2,6  раза перевыполненная  (из-за  мирового форс-мажора)  Программа государственных внутренних заимствований.  

  Какова доля  нерезидентов?   Тот же  отчёт  Счётной палаты гласит:

По данным Банка России, объем вложений нерезидентов в ОФЗ увеличился за 2020 год на 321 млрд. рублей, или на 11,2 %, и на 1 января 2021 года составил 3 191 млрд. рублей, при этом доля нерезидентов на рынке ОФЗ за указанный период уменьшилась на 8,9 процентных пункта с 32,2 % на 1 января 2020 года до 23,3 % на 1 января 2021 года.

   3)   На что потратили?   Вновь открываем  Отчёт  Счётной палаты.  Он содержит и аналитическую часть от привлечённых  экспертов.   Илья Соклов,  РАНХиГС:

 По предварительным оценкам Минфина России, доходы федерального бюджета составили 18,7 трлн руб. против изначально прогнозировавшихся на 2020 г. 20,6 трлн руб., а расходы – 22,8 трлн руб. вместо запланированных 19,7 трлн руб. Столь значимые изменения в исполнении государственного бюджета были обусловлены влиянием пандемии и необходимостью осуществления антикризисной поддержки бизнеса и населения. Совокупный объем средств, потребовавшийся для этого, составил около 5 трлн руб. Хотя по стоимости антикризисных пакетов мер Россия немного уступает как большинству развитых стран, так и партнерам по БРИКС, подход российского правительства к реализации антикризисной политики в целом согласуется с практикой развитых и развивающихся экономик по приоритизации направлений поддержки, при этом имея довольно высокую социальную направленность прямого бюджетного стимулирования. Так, в структуре трех антикризисных пакетов на меры поддержки доходов населения приходится почти половина совокупного объема прямых бюджетных стимулов, причем социальные трансферты домохозяйствам занимают 1/3 общего объема задействованных Правительством РФ инструментов антикризисного реагирования

    Далее  эксперт  называет  и основные статьи  расходов  бюджета   по которым отмечен наибольший рост  (и вызвавший  дефицит и необходимость  бОльших  заимствований):

  Наибольший рост (12 месяцев 2020 г. к 12 месяцам 2019 г.) в реальном выражении отмечается по расходам, связанным с поддержкой экономики и социальной сферы в условиях пандемии: увеличение расходов на «социальную политику» составило 1781,6 млрд руб. (36,5%), «национальную экономику» – 494,0 млрд руб. (17,5%), «здравоохранение» – 559,5 млрд руб. (78,4%).

   Относительно же  роста внутреннего госзайма как инструмента покрытия дефицита в  кризисный год  эксперт  говорит:

  Дефицит федерального бюджета по итогам января-декабря 2020 г. составил 4,1 трлн руб. против профицита в объеме 2,0 трлн руб. за аналогичный период 2019 г. Практически единственным источником покрытия дефицита бюджета стало привлечение беспрецедентного по объему средств с внутреннего рынка капитала. Так, при изначально запланированном объеме размещения в 2,3 трлн руб. в 2020 г. удалось привлечь 5,2 трлн руб. Привлечение такого объема внутренних заимствований можно признать вполне успешным, поскольку, во-первых, доходность ОФЗ в октябре-декабре 2020 г. осталась практически на уровне докризисного января 2020 г. 

  Во-вторых, сроки заимствований составляют в среднем около 7 лет, что, в свою очередь, должно позволить российской экономике и доходам бюджета восстановиться к моменту погашения долга; в-третьих, совершение заимствований в рублях освобождает федеральный бюджет от какого-либо валютного риска.

    ИТОГ.   

 1)  Прирост   госдолга РФ  за  кризисный для мира год   на  40% -  правда.

2)  Данный прирост госдолговой нагрузки,   если  учитывать  фактор крайне низкой базы,  а не  ловить хайп на  вырванных из контекста  процентах -  является  одним из 2-х  самых низких  (возможно,   самым  низким)    среди всех  стран  G-20.   

 3)  Накопленная нагрузка    к концу кризисного года   является точно самой НИЗКОЙ  среди стран  G-20.   

4)  У кого заняли?   Если коротко - у себя же (ОФЗ  при  росте доли  резидентов).  

5)  На что?  На  реализацию плана действий по поддержке населения и нефинансового сектора экономики в период  кризиса.   Более детально-  данные  госструктур  открыты.  Можно будет вернуться  к  обсуждению в других  заметках.  

PS   И да,   всё-таки возвращаясь  к  "норвежскому" аналитику  с  ветряками в  лучах заката на аватарке и  характеристикой  "клоуна кусок"   от администрации АШ...

 Кто-нибудь,  подарите  ему   учебник арифметики начальной школы.  Чтоб в  комментах под собственной статьёй он не насиловал бедняжку: 


"Рост цен  на ВСЁ   в  1,5-3 раза"  за  2020 год (а речь по контексту  шла о нём)  оставлю без комментариев.  Это  на митинг или к психиатру.   А  вот  "2,3 РАЗА",    получаемые  "норвежским"   аналитиком  при делении  74  на  62   (курс на 1 января и 31 декабря 2020)  -  это уже  перебор!

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА