385 лет назад отряд томских служилых казаков в 31 человек во главе с Иваном Юрьевичем Москвитиным (как следует из его прозвища, происходившим из Замосковного края) достиг Тихого океана.
Пройдя из Бутальского острожка, поставленного атаманом Дмитрием Копыловым в верховьях Алдана (притока Лены), по рекам Алдан, Мая, Юдома, отряд переволокся на реку Улью и по ней дошел до ее впадения в Охотское море, в Тихий океан. Там срубил зимовье, построил в наступившую зиму два коча по "осьми сажен" длиной (17 м), весной начал обследовать берега этого моря. Добрался до устья реки Охота на севере. По пути на юг побывал на Шантарских островах, прошел в Сахалинский залив, далее в залив Счастья и Амурский лиман. Достиг летом 1640 северного Сахалина, за несколько лет до того, как на южном Сахалине побывал голландский искатель сокровищ Де Фриз, принявший его за северную оконечность Хоккайдо. (Естественно, что никаких японцев ни на Сахалине, ни на севере Хоккайдо и в помине не было). "А морем шли с вожами (с проводником) подле берег к Гилятцкой орле к островам", - позднее рассказывал Москвитин в томской приказной избе. "И как немного островов Гилятцкой орды не дошли за днище и вышли на берег и грешною мерою у них ушел вож. И оне, Ивашко с товарищами, после вожа до островов дошли. И гиляцкая земля объявилась... " А гиляки, то есть нивхи, жили тогда только на островах в районе устья Амура, среди которых самым крупным был Сахалин. Не забывал отряд и добывать соболя для казны, 10 или 11 сороков. (Русскому государству, уже очень большому по территории и очень небольшому по численности населения, порядка 5-6 млн. чел., нужны были средства и для содержания крупного войска, защиты рубежей от вражеских нашествий, и для освоения фронтира, и для ведения активной внешней политики в период, когда на Западе свирепствовала Тридцатилетняя война). В середине июля 1641 года Иван Москвитин прибыл в Якутск, а осенью того же года в Томск, где доложил воеводе, что места, где он побывал, - соболиные, "зверя всякого много... рыба большая, в Сибири такой нет".
А вообще за срок меньший, чем 60 лет (включающем период Смуты и иностранной интервенции), русские прошли тяжелыми, длинными, холодными путями от Урала до Тихого океана. (На то, чтобы пройти Северную Америку, где и расстояния короче, и климат лучше, европейцам понадобился втрое больший срок).
Увы, не отмечают и практически не вспоминают у нас ни этого, ни множества других подвигов русских первооткрывателей и первопроходцев. Наверное, потому что эти свершения очень сильно мешают русофобским мифам (о "косности", "безыницитивности" и т.п.) и могут напомнить о главном преимуществе русских - умении служить общему делу и быть в этом очень дерзкими, быть способными идти за горизонт.