... — Не-не, приятель. Ты мне за спину не пробуй заходить. Обойдёшься.
22-летний волонтёр Андржей пристально смотрит на годовалого тигра Принца и качает пальцем перед полосатой мордой. Принц смущается, слегка рычит и удаляется в сторону. Андржей объясняет — поворачиваться спиной к животным ни в коем случае нельзя. «Тигр ВСЕГДА нападает сзади, и чаще всего в темноте — он ночное существо. А когда человек смотрит зверю в глаза — тогда тот не осмелится... ну, если только очень голоден. Это очень сильное животное с охотничьим инстинктом, и с ним всегда надо осторожнее... одним лишь взмахом лапы тигр сдирает с человека скальп. Зато буддийские монахи ходят по монастырю спокойно, и их тигры не трогают... тут я и сам хотел бы знать — почему?».
...Лесной монастырь Ват Па Луангта Буа Янасампанно, расположенный на западе Таиланда (у города Канчанабури, на границе с Мьянмой), основан как место медитации странствующих монахов в 1994 году. Примерно тогда же настоятель монастыря подобрал в джунглях двух маленьких тигрят, мать которых застрелили китайские браконьеры. Сейчас на всей территории вокруг монастыря (и в нём самом) обитает около 180 (!) тигров самого разного возраста, вполне себе мирно сосуществуюших бок о бок с десятками монахов. Самое удивительное — несмотря на то, что животные довольно свободно (хоть и под присмотром) перемещаются по монастырю, за всё время не произошло ни единого нападения тигра на монаха. И действительно, почему? Тигр-то небось не кролик. У меня сразу возникла циничная мысль — наверное, сюда ежедневно привозят новых монахов...
— Ничего подобного, — смеётся девушка Роза из службы волонтёров храма. — Видите вот эти огромные чаны? В них мы варим курицу и ежедневно кормим этим мясом тигров. Главное, чтобы в продукте не содержалось крови. Таким образом, животные не испытывают вспышек агрессии... конечно, стоит им попробовать свежую кровь, как настроение изменится, и мы стараемся этого не допускать. Ну и, кроме курятины, добавляем в еду витамины. Содержание взрослой особи стоит 100 долларов в день.
Я лично видел момент, как тигр зарычал на монаха, но тот спокойно поднял руку — и зверь, урча, улёгся у его ног. Возможно, животных умиротворяет спокойствие буддистов — их не боятся, на них не кричат, они не видят здесь врагов. Тигры совершенно не против, когда с ними фотографируются многочисленные туристы, и это уже послужило поводом для слухов — дескать, зверей наверняка пичкают наркотиками и седативными препаратами. В ответ настоятель публично пригласил ветеринаров Таиланда проинспектировать монастырь.
Ларчик открывался просто — тигры, как уже было сказано, существа ночные, а днём, ввиду жуткой тайской жары, они сонные и расслабленные. Однако, как предупреждает волонтёр Анджей, с дикими животными в любом случае гостям следует быть осторожнее. «Даже трёхмесячный тигрёнок, невинно играя, способен здорово поцарапать и укусить. Мы мягко отталкиваем его ладонью в лоб, чтобы не обидеть. У нас нет такого, как у дрессировщиков в цирке — бить палками... максимум, можем заехать тигру тряпкой по морде».
Даже взрослые тигры очень любят играть — например, с палкой, украшенной воздушными шариками: и тут надо следить, чтобы, прыгнув за шариком, они случайно не содрали с тебя кусок мяса.
Волонтёров из разных стран при монастыре 25 человек, и они помогают монахам бесплатно. Помощникам предоставляют матрас на полу для сна и кормят лишь один раз в день вегетарианской пищей — все заработки с туристов идут на тигров. Пообщаться с тиграми — удовольствие не из дешёвых, «эксклюзивная программа» стоит для посетителя 5 000 тайских бат (5 500 рублей), а вход на территорию монастыря — 600 бат. Со временем монахи собираются выпустить всех тигров на волю в джунгли — ведётся строительство заповедника, где звери будут жить в естественных условиях. Сейчас монастырские работники жёстко разграничивают территорию тигриного житья-бытья.
Полосатые «братья» не живут стаями, как волки, или «семьёй», подобно львам, — они сугубо одиночки. Оказавшись тет-а-тет, самцы инстинктивно начинают драться друг с другом за контроль над тем или иным участком, самки от них не отстают — тут их курица уже не особо умиротворяет. Поэтому работники монастыря стараются «разъединить» взрослых особей. То и дело среди деревьев встречаются монахи, прогуливающие тигров на поводках, словно болонок, и те не проявляют желания их сожрать, напоминая обычных (только больших) кошек. Идиллия, да и только. Ближе к ночи, правда, окрестности оглашает такой рёв и рычание, что становится не по себе.
— Мы должны их понимать, — утверждает ветеринар Сомчай Визасмонгколчай, работающий при монастыре. — Куча проблем в этом мире из-за того, что человек разучился взаимодействовать с живой природой. Сто лет назад в здешних джунглях бродили тысячи диких слонов, а сейчас их осталось триста — всех уничтожили браконьеры. За тиграми охотятся по заказу богатых китайцев, из внутренних органов зверей изготавливают дорогие лекарства... мы смотрим на природу через прицел винтовки. Именно в этом веке идут особо жестокие войны: мы уничтожили животных и принялись друг за друга. Однако разве наш монастырь не пример того, как можно жить в мире? Если кровожадный зверь уживается с человеком, который относится к нему с лаской, — почему бы и людям перестать смотреть на соседей как на добычу?
...Я выхожу из храма и вижу, как монах под деревом кормит тигра лапшой. Несмотря на то, что по виду упитанный монах явно вкуснее, зверь не обращает на него никакого внимания, а лишь довольно жмурится, лопая угощение. Да, тут реально задумаешься. Может быть, и верно — даже тигра можно приручить лаской и варёной курицей, а не ударами кнута. По крайней мере, здесь в это верится.