Характерная черта России и русского народа – кровная причастность к православию и в целом к национальной культуре (и литературной традиции). То есть православные тексты, православный «круг», посты, само восприятие жизни путем веры – предмет общественный, обычный, в России миллионы людей в это вовлечены.
Равно как и культура (литература. классическая музыка и так далее) в России – это предмет обихода, большинство живет плюс-минус в этом контексте. Читая или не читая, слушая или не слушая – не важно: Пушкин, Есенин, Чайковский и Свиридов все равно часть нашего кровотока. Даже если полстраны слушает шансон – они в курсе, что есть «иной суд», «высшая планка». Тем более что у нас есть и другая половина страны.
Я это пишу из Индии – где для 97–99% населения, насколько я могу понять, колоссальные свои национальные запасы – философские и религиозные – вообще не рассматриваются как предмет осмысления. В целом Индия, за исключением 2–3% интеллектуалов, живет вне своего богатства. Индия не вовлечена в то, чем она была.
Индийцы как бы в курсе своего прошлого, но это (все их запасы) – не инструмент их миропостижения. Они этим не пользуются вообще. Они этим не живут.
А Россия процентов на 40–60 (дотянем из коварного чувства – процентов до 86) живет внутри своей религиозной, исторической и культурной традиции.
То есть для нас Лермонтов, Дмитрий Донской, Чехов и Сергий Радонежский – родня. Они говорят на нашем языке. Мы их слышим и понимаем.
Это важно осознать.
Поэтому удары наших либеральных оппонентов столь точечны: они бьют в православие и в «милитаристскую», антипрогрессисткую русскую классическую традицию.
Им надо выбить – как табуретку – патриарха, святого Александра Невского, святого Ушакова, святого Жукова, выбить стихи «Клеветникам России», дневники Достоевского, милитаризм Гумилева, Маяковского, Есенина, «да, скифы мы», Валентина Распутина, «Лад» Белова, стихи Бродского на отделение Украины...
Выбить и объявить все это отсталым, ненужным, ложным. Или объяснить это все как-то иначе, «правильней», «с позиции прогресса» – и таким образом приватизировать.
Обломитесь. Утритесь.