Очень красивый самолет — Ирина Алкснис

_________________

 

Русская поговорка утверждает, что «по одежке встречают, по уму провожают». Обычно ее принято интерпретировать как превосходство и приоритет «ума» над «одежкой». Похоже, пришло время по-новому взглянуть на старую мудрость.

 

В этом высказывании явно проглядывает пренебрежительное, а то и презрительное отношение к «одежке», что зачастую принято в России. Ведь у нас по-настоящему значимо и ценится главным образом внутреннее содержание.

 

И действительно, обертка, «одежка», внешность не важнее внутреннего содержания, но она должна быть достойна его. Более того, как-то так получается, что великие сущности обычно сопровождаются привлекательной оболочкой.

 

Как говорил Туполев: «Хорошо летать могут только красивые самолеты». И великому авиаконструктору стоит поверить.

 

Почти сто лет назад Россия предложила миру принципиально новый общественно-политический проект, который обещал лучшее, более справедливое устройство всему человечеству.

 

И этот новый проект сопровождался столь гениальными и новаторскими работами художников, поэтов, архитекторов, режиссеров и общим общественным подъемом, что мир по сей день черпает в них вдохновение.

 

И, наверное, не случайно внутренний упадок советского проекта отразился и во внешних формах — скучных, формально-номенклатурных, утративших свет, силу и вдохновение первых десятилетий.

 

Сейчас в России очень много пишут о внутреннем содержании текущих процессов в стране, разбираются в причинах и механизмах ее возрождения, в организме нового общественного единения, в символической глубине происходящего.

 

Запад, в свою очередь, пишет о новой русской угрозе, об эффективности российской информационной войны. При этом его наблюдения и выводы о сути происходящих в России процессов зачастую кажутся нам смешными, поверхностными и просто неумными.

 

Но это неважно, поскольку он, Запад, целиком и полностью прав в другом — в том, что адекватно и здраво оценивает угрозу себе, исходя не из существа изменений, а из форм, которые они принимают.

 

Россия ведет в мире информационное наступление, причем сразу по множеству направлений — в политике, культуре, общественных тенденциях, искусстве. Самое забавное то, что это является в значительной степени спонтанным и внутренним процессом. Россия во всем этом ищет новые смыслы и новые формы, в первую очередь для самой себя.

 

В этот процесс вовлечены и государство, и негосударственные структуры, и просто рядовые граждане. Причем именно государство, в силу своей традиционной бюрократической неуклюжести, чаще других действует неловко. Акция «Георгиевская ленточка» вышла из недр РИА «Новости», а «Бессмертный полк» и вовсе придумали обычные томские журналисты.

 

Но этот процесс возрождения носит столь масштабный и мощный характер, что даже «побочных эффектов», которые достаются остальному миру, хватает, чтобы западные эксперты и СМИ бились в алармистской истерике о том, что «русские идут».

 

Мультсериал «Маша и медведь» пропагандирует самые что ни есть традиционные ценности (трудолюбие, честность, доброту, заботу о других и т. д.), но в абсолютно современной упаковке. На девочке Маше сарафан и косынка, но под ними вихры короткой стрижки и модные кедики.

 

Сочинская Олимпиада оказалась одним сплошным доказательством того, что русские умеют делать красиво и умеют работать с современными технологиями. А «вишенкой на торте» стало то нераскрывшееся на открытии кольцо, которое оказалось столь эффектно обыграно при закрытии Игр.

 

Сразу после Олимпиады, практически с места в карьер, мир увидел российское представление из совершенно иной сферы. Мы гордимся тем, что Крым вернулся домой бескровно, то есть существом произошедшего. Но не менее важно то, насколько внешне красивой оказалась операция «Вежливые люди».

 

Пиар-кампания Российской армии, конечно, поражает своей эффектностью, эффективностью и инновационностью. В дело идут как проверенные, так и самые современные методы. Работа в соцсетях, пресс-туры для российской и иностранной прессы, целый парк «Патриот», который только начинает свою раскрутку.

 

Парад на 9 мая за последние годы превратился в один грандиозный аттракцион, частью которого являются и репетиции, и неожиданно размещенные камеры (в брусчатке Красной площади, на орудийных стволах танков, в кабинах истребителей), которые позволяют давать удивительные и ранее невозможные ракурсы.

 

Кстати, о камерах.

 

Недавно очередной западный эксперт разразился алармистской статьей о новом секретном оружии российской информационной войны — дронах, благодаря которым российские СМИ научились создавать чрезвычайно эффектные видео, в частности из зон боевых действий.

 

И вот тут мы возвращаемся от внешних форм к внутреннему содержанию.

 

Россия умудряется пробивать крайне негативный фон западных СМИ и интенсивнейшую информационную кампанию против себя потому, что регулярно и все чаще возникают события, которые западные СМИ не могут игнорировать, а сами по себе они несут столь грандиозный позитивный месседж, что доходят до мира даже сквозь негативные интерпретации и комментарии.

 

Происходит это исключительно потому, что в их основе лежит что-то очень настоящее, и дело не ограничивается привлекательной «оберткой».

 

Беспилотники, разумеется, есть у западных СМИ. Но именно российские военкоры регулярно лезут в самое пекло ради того, чтобы сделать соответствующий репортаж. И это то, чего западные эксперты не понимают: секретным оружием российской журналистики являются не дроны, а сами российские журналисты.

 

Пресловутый концерт Мариинского оркестра в Пальмире, который вызвал столь противоречивую реакцию на Западе, тоже про это. Да, это была потрясающая акция политического пиара России. Так что оппоненты совсем не зря зубами скрежещут.

 

Но что лежало в ее основе? А в ее основе было несколько десятков классических музыкантов, которые прилетели в воюющую страну, причем не в глубокий тыл, а близко к линии фронта.

 

А потом до места концерта они семь часов ехали в автобусе под палящим солнцем по этой залитой кровью земле, где в любой момент их могла подстерегать опасность. И там они сыграли — на месте, где за несколько месяцев до этого происходили массовые казни. Для каждого из музыкантов и их дирижера это действительно был акт гражданского и человеческого мужества.

 

Именно это мужество — и музыкантов, и павшего под Пальмирой смертью храбрых Александра Прохоренко — наполнило истинным высоким смыслом и символизмом концерт в древнем городе, несмотря ни на какие прагматичные соображения его организаторов.

 

Так что Запад, который беспокоит информационная и идеологическая экспансия России, абсолютно прав в своих опасениях. Россия предлагает миру альтернативу, причем эта альтернатива — и содержательно, и по форме — настолько мощная, что она все чаще и все успешнее противостоит тотальной антироссийской кампании Запада.

 

Думаю, что конструктор Туполев был бы сегодня доволен: из современной России получается очень красивый самолет.

 

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (21 голос).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА